Парламентский секретарь министерства Эдгар Путра (СЗК) не скрывает, что «дьявол скрывается в деталях», и не исключено, что задуманное снижение подоходного налога с населения (ПНН) с 23% до 20% или повышение не облагаемого ПНН минимума доxодов до 300 евро в месяц может и не произойти уже с будущего года. Это может быть проделано и постепенно, в течение нескольких лет, признал Путра:
«Тогда это будет другое фискальное влияние и другие источники финансирования, которые требyется искать. Если всё это не в один год – это же совсем другая история».
Пока детальных расчетов нет – Минфин молчит о том, как именно масштабная налоговая реформа повлияет на бюджет. Нет подробных данных и у главы правительства Мариса Кучинскиса (СЗК), который подчеркнул, что только при условии «оптимального фискального воздействия» правительство даст зеленый свет преобразованиям.
Ранее премьер-министр высказал допущение, что негативный эффект реформы может выразиться в сумме более 100 млн евро. В свою очередь, президент Банка Латвии Илмар Римшевич считает, что это может быть 1,5-2% ВВП (а 1 % внутреннего валового продyкта равен примерно 280 млн евро).
Председатель Совета по фискальной дисциплине Янис Платайс признал, что не видит пока компенсационных мероприятий для столь большого минуса, грозящего «нарисоваться» в госказне:
«Если будут отменены льготы по подоxодному налогу с предприятий (ПНП), то новый режим мог бы дать сравнительно нормальные поступления в бюджет, прореха может и не возникнуть, но больше всего нас волнует очень большое сокращение подоходного налога с населения», - признал он.
Платайс указал, что Брюссель уже пошел на уступки Латвии, разрешив ей отклониться от намеченных рамок бюджетного дефицита ради пенсий и реформы здравоохранения. Медицине в этом году дали дополнительно 35 млн евро, а планируется реформу продолжить, на что потребуются средства.
«Но они занимают все [фискальное] пространство, которое Латвии разрешено использовать. (...) Если правительство решит, что налоговая реформа – более высокий приоритет, может встать вопрос – какая из реформ важнее», - предостерег Платайс.