В Управление авиации при Погранохране входит авиационная служба, инженерно-техническая и спецподразделение Sigma.
«Этот вертолет на сегодняшний день — наша гордость, это самые продвинутые, скоростные, многофункциональные платформы, резко адаптирующиеся к любой задаче», — рассказывает Александр Шукшин, начальник Управления авиации Погранохраны. Вертолет легко трансформируется в патрульный или поисково-спасательный. Его используют и как медицинский транспорт — перевозят пострадавших в Ригу. Каждый месяц бывает два-три таких случая. Всего у подразделения имеется четыре вертолета двух типов и свои хорошо обученные пилоты.
По словм Шукшина, они единственные в Латвии летают с приборами ночного видения, работают с лебедкой и днем, и ночью, умеют обращаться с и приборами пожаротушения.
Техническим обслуживанием вертолетов занимается подготовленный персонал. На месте не только ремонтируют, но даже сами изготавливают детали. Это огромная экономия — сотни тысяч евро в год, услугу не надо покупать у частников, всё ремонтируется своими руками. Деньги же идут на операционную деятельность. Семь лет назад было создано подразделение специального назначения — пограничный спецназ, который позже получил имя Sigma.
«Гнать пограничный наряд за несколько десятков километров — неэкономично и несвоевременно, — продолжает Шукшин. — У нас на борту есть свой пограничный отряд Sigma, который готов действовать на месте».
На тренировке бойцов обучают работе с оружием, они не просто стреляют по мишеням – им называют конкретную цель, и нужно быстро среагировать и попасть. Противник, согласно ориентировке, может быть вооружен, или опасен, или способен оказать сопротивление.
Бойцов обучают первой помощи. По легенде, отрабатываемой на учениях, отряд попал под обстрел, есть раненый. Он в полной экипировке, которая весит под сто килограммов. Бойцу ставят капельницу — все по-настоящему. Такую проверку должен пройти каждый: ты не можешь ставить капельницу другому, пока не проверил, как это, на самом себе.
Затем журналистам показали инсценировку задержания. Ловить на практике приходится контрабандистов, торговцев людьми, нелегальных эмигрантов, особо опасных преступников. Нередко полиция просит поддержки при накрытии наркоточек.
«Наши задержания – не только в условиях леса. Приходится задерживать и в помещениях, лезть в заброшенные дома, склады. Бойцы должны знать, как быть», — поясняет Шукшин.
У Sigma есть и свои собаки. Все они проходят обучение в Кинологическом центре Погранохраны в Резекне. Милые четырехмесячные щенки, когда вырастут, должны будут не только быстро бегать и прыгать, но и носить на себе, как и люди, экипировку. Собаки надевают даже бронежелет. Потому служебной собаке нужно быть сильной, а не только психологически уравновешенной.
Только взаимодействие всех трех служб: пилотов, техников и спецназа — дает результат. Управление авиации подключили и во время поисков опасного рецидивиста Ральфа Токахо. К тому времени грабитель уже почти две недели находился в бегах. На видеозаписи с оперативной съемки видно, как «брали» Токахо, которого нашли с вертолета с помощью тепловизора. Преступник прятался в одном из садовых домиков под Резекне. Дальше уже действовала наземная группа.
О политике здесь говорят неохотно — в основном о службе. Противник не гипотетический, а самый что ни на есть настоящий, который постоянно развивается. Контрабандные сигареты переплавляют на плотах, их все лучше маскируют, даже используют радиоуправление. Через границу натягивают тросы и устанавливают канатные дороги. Сотрудникам управления нередко угрожают, были случаи — сожгли машину, запугивали детей.