Еврокомиссар Хан: терминал СПГ Балтии очень нужен

Обратите внимание: материал опубликован 10 лет и 4 месяца назад

В Латвии с двухдневным визитом находится комиссар ЕС по региональной политике, Йоханнес Хан. Сегодня, 5 июня, он встретится с премьер-министром страны Лаймдотой Страуюмой. На встрече стороны обсудят актуальные вопросы, связанные с семилетним бюджетом Евросоюза, сообщает Латвийское радио 4 в передаче "Домская площадь".

Накануне на конференции в финском Турку с комиссаром встретился корреспондент Латвийского радио Артем Конохов. Речь, конечно же, пошла о европейских фондах и развитии газового рынка.

- Энергетика - одна из самых актуальных тем в нынешней повестке дня. Много говорится о том, что необходимо увеличить количество поставщиков и так далее. В то же время, даже вы сами указывали, что необходимые проекты продвигаются медленно. Поэтому я хотел бы знать, какие, по-вашему, самые главные энергетические проекты и почему мы их не можем быстро реализовать?

- Понятно, что Латвия, как и другие страны Балтии, чрезвычайно зависит от поставок российского газа. Это не новость, к тому же есть и попытки изменить ситуацию. Сжиженный газ – один из вариантов, который после украинского кризиса становится все более актуальным. Впрочем, до сих пор непонятно, что будет с его терминалами. Ведь необходимо не только хранилище, но и надежное соединение с системой, поставляющей газ потребителю. Притом проект в целом должен быть экономически оправданным.

Меня немного беспокоит, что из-за кризиса сейчас каждый пытается возвести свой терминал. Это, кстати, характерно не только для стран Балтии. Например, в Адриатике также соседние малые страны хотят строить каждая свой терминал сжиженного газа.

Если же говорить о производстве энергии, то я бы хотел видеть больше инициативы в том, что касается возобновляемой энергии. Кстати, это единственная сфера, на которую все государства должны направить часть из причитающихся им денег Европейских фондов. Благодаря этому на возобновляемую энергию во всей Европе потратят как минимум 36 миллиардов евро. Надеюсь, что Латвия будет активно участвовать в этих процессах. И меня радует то, что порядка 10% от денег Еврофондов в Латвии пойдут на исследования и инновации. Это очень хорошо.

- Мне бы хотелось вернуться к Эстонии и Финляндии. Ведь это характерный пример того, как две страны не могут договориться о том, где будет терминал. Литва же вообще решила не ждать, и уже почти завершила строение своего собственного терминала. Выходит, что страны борются не только за энергетические проекты, но и за то, кто получит европейские деньги на строительство?

- Естественно, терминал создает рабочие места. Кроме того, он дает возможность получить прибыль. Дискуссии вполне объяснимы, ведь страна в которой терминал построят, будет в лучшей позиции. С другой стороны, нам не нужны два одинаковых терминала на северном и южном берегу Финского залива. Но я уверен, что стороны вскоре договорятся между собой. Вы, правы, Литва уже строит свой терминал. Его возведут на кредит Европейского инвестиционного банка. После этого, литовцы, скорее всего, обратятся в европейские фонды для того, чтобы построить трубопровод. И нам еще только предстоит принять решение, насколько литовский проект экономически целесообразен. Только после этого мы выделим или не выделим деньги из фондов, ведь речь идет о средствах налогоплательщиков.

- Известно, что Латвия выдвинула свою программу освоения европейских денег на следующие семь лет. Как понимаю, его обсуждение близится к концу. Что вы можете сказать о латвийском плане?

- Он выглядит неплохо. Необходимы лишь небольшие изменения, которые Латвии будет не так уж трудно внести. Я почти уверен, что в течение следующей недели мы придем к окончательному соглашению. Конечно, процесс согласования занял время. Мы хотим, чтобы каждый регион и страна в Европе поняли, какая у них специализация и потенциал роста. Так очень часто именно географическое положение может стать плюсом, а не минусом.

Кроме того, теперь никто не даст деньги на проект, который не входит в общую стратегию. Поэтому довольно сложно шла дискуссия о транспортной стратегии Латвии. Сначала ваша страна хотела бОльшую часть денег, предусмотренных для сферы транспорта направить на автодороги, не уделив много внимания дорогам железным. Но мы считаем, что во всей Европе перспективней вкладывать в развитие железнодорожного сообщения.

- В заключение хочу спросить о скандале, который разгорелся несколько дней назад. В СМИ появилась информация, что у Еврокомиссии нет денег, чтобы заплатить за осуществленные при помощи фондов в прошлом году проекты. Неоплаченные счета копятся, люди ждут, но некоторые страны участницы не спешат выделять недостающие средства. Есть ли риск, что какой-то из проектов не будет оплачен?

Должен признать, что есть не риски, а реальные задержи по выплате счетов. Причины этого лежат в прошлом. Мы не можем разделить семилетний бюджет на равные части, так как вначале нам необходимо меньше денег, чем в конце. Но в начале периода нужно платить и за завершенные проекты, а их число сейчас выросло. Это хорошо известно. Но все же, многие страны считают, что мы просим больше денег, чем раньше. Я уверен, что решение будет найдено. Такая ситуация складывается каждый год. К тому же, сразу не соглашаться с тем, что предлагает комиссия – это часть политической игры.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное