Уже три месяца закон не заставляет обязательно писать полный — или мотивированный — приговор. Его необходимо составлять, если об этом просит один из участников дела, например, осужденный.
Лига Ашитока, представитель Минюста, рассказала, что об упрощении судебных процессов говорят уже долго, и это один из шагов. «Однозначно, если тебе не надо писать часть какого-то решения, это, конечно, сокращает объем и время, которое нужно посвятить».
В приговоре теперь можно прочитать только описание преступления — что именно совершено, какие обстоятельства, был ли подсудимый пьян — а также назначенное судом наказание. Вовлеченные в процесс стороны, получив вердикт, в течение десяти дней могут запросить обоснование.
Сокращенный приговор оспорить нельзя, и, если не просят обоснование, решение остается в силе. «Судьи говорят, что теперь сокращенные договоры остаются сокращенными в делах, где нет проверки доказательств, поэтому и в мотивированной части ничего нет. И их не оспаривают, там обычно наказание — принудительные работы», — указала Ашитока.
Старший прокурор Модрис Адлерс поправки поддерживает. Он подчеркнул, что новый порядок облегчает работу судов в случаях, когда у сторон по приговору возражений нет. «Эта мотивация необходима только в случаях, когда не совпадают выводы». Например, суд преступление переквалифицировал или оправдал подсудимого.
Мотивированный приговор необходим также, если судья нарушил закон — например, рассматривал дело при наличии конфликта интересов. Это основание для кассационной жалобы.
Адлерс рассказал, что для сложных дел, например, преступлений экономического характера, просят полный приговор. Однако возможность в более простых случаях обойтись кратким определенно облегчит работу прокуратуре. «В больших делах приговор мы ждем почти полгода. Я надеюсь, что это сократит наше ожидание там, где действительно будет нужен полный приговор», — добавил старший прокурор.
Судья Зигмунд Дундурс (Рижский городской суд Видземского предместья), участвовавший в рабочей группе по разработке закона, отметил — новый порядок облегчает работу судов. «Если я могу за день рассмотреть три дела без проверки доказательств, то примерно день у меня уйдет, чтобы все эти три полных приговора написать со всеми обоснованиями. И теперь у меня отпадает это написание, у меня один день свободен, и в это время я могу более качественно писать дела, где просят полный приговор», — отметил он.
Об эффекте новых поправок говорить пока рано, однако Дундурс указал, что написание полного приговора не требуется в делах, где небольшие наказания — лишение свободы на недолгий срок, денежные штрафы или принудительные работы. Обычно это сравнительно небольшие дела, например, кража в небольшом размере.
В Министерстве юстиции говорят — на открытость судов эти поправки не повлияют, поскольку большинство дел рассматриваются в рамках публичных заседаний, любой заинтересованный может прийти и следить за процессом. От написания полных приговоров в будущем откажутся и в гражданском судопроизводстве.