В Суде Сатверсме — иск однополой пары об отпуске по уходу за ребенком

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Конституционный суд Латвии рассматривает иск нетрадиционной родительской пары, которая считает дискриминацией то, что вторая женщина в партнерских отношениях по закону лишена возможности получать 10-дневный отпуск по уходу ребенка при рождении в семье малыша после искусственного оплодотворения. Подательницы иска считают необходимым изменить законодательство в интересах прав детей. Бюро омбудсмена тоже считает, что изменения помогли бы защитить права новорожденных лучше, сообщает Латвийское радио 4. 

В Суде Сатверсме - иск однополой пары об отпуске по уходу за ребенком
00:00 / 03:10
Скачать

Мнение Бюро омбудсмена изложила Службе новостей ЛР4 глава отдела по правам детей Лайла Гравере.

«Эта норма, которую оспаривают в Конституционном суде, говорит о том, что у отца есть право на 10-дневный отпуск в случае рождения ребенка. Но таких прав на отпуск в 10 дней нет у других лиц! И в связи с этим дети ставятся в неравные ситуации. Тот новорожденный ребенок, у которого указан отец в свидетельстве о рождении, может получить эту дополнительную помощь, ведь первый человек, кто помогает молодой матери в первые дни после рождения ребенка — это папа. А вот тот ребенок, у которого нет записи об отцовстве в свидетельстве о рождении, не может получить эту помощь второго человека. 

Может быть и такая семья, где — вот бабушка, мама и ребенок родился. Бабушка не может взять на эти 10 дней отпуск, если она еще довольно молода и работает. Она не может взять такой отпуск, чтобы первые дни помогать своей дочери при рождении ребенка. Или мать с мужчиной живет, и нет записи: этот мужчина — не отец этого ребенка. Другой мужчина не может этот отпуск использовать, только отец может».  

Норма сама по себе очень позитивная, говорит Гравере — это очень хорошо, что отец имеет право на отпуск, и малыш может получить уход и от второго родителя тоже. Но по оценке Бюро омбудсмена, плохо то, что это не распространяется на других лиц, не фигурирующих в графе «отец» в свидетельстве о рождении.

«Таких новорожденных детей, у которых этой записи нет, насчитывается по 600-800 в год. Да, в законе записано, что мать и отец — это женщина и мужчина, естественно. Но семьи разные — дети рождаются и остаются без записи про отца, и они тогда лишены этой дополнительной заботы. Это неправильно! Если записи про отца нет, тогда другое лицо могло бы получать этот десятидневный отпуск, чтобы помогать в первые дни жизни ребенка. Это касается прав ребенка! Лучше два человека пусть позаботятся о нем, чем один».

Гравере подчеркнула, что для изменения существующего порядка даже нет необходимости менять Конституцию. 

«Тут и права родителей, как государственная ценность — и права ребенка, как государственная ценность. Конституцию менять там нет никакой причины. Дополнить 155-ю статью Закона о труде, что такие права имеет отец или другое лицо, которое фактически ухаживает за ребенком. Как это делается, как если, например, ребенок до 14-летнего возраста заболел! Тогда ведь тоже больничный лист может взять родитель — или другое лицо, которое фактически ухаживает за ребенком».

Как ранее писал Rus.lsm.lv, статистика гласит, что уже шесть лет назад часть латвийских отцов охотно использовали отпуск по уходу за ребенком (так называемый декретный, длительный) — среди них был, например, известный политик Райвис Дзинтарс, отец троих детей. Что же касается короткого послеродового отпуска, его берет примерно половина отцов в Латвии. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное