«Людям ничего не угрожало, это самое главное! Все началось, когда трамвай стоял. Я вовремя поняла, что не смогу продолжать путь, сразу сообщила диспетчеру и вызвала замену», — рассказала Rus.LSM.lv о случившемся на прошлой неделе вагоновожатая Лиепайского трамвайного парка Дайна Короткова.
То, что она в первую очередь думала о безопасности пассажиров, ничуть не удивило члена правления предприятия Liepājas tramvajs Айгара Пукса: «Дайна очень ответственная, работает у нас 10 лет, она из числа лучших сотрудников. Да и все они у нас такие, сначала о людях думают. Помнишь, когда 18 лет назад трамвай загорелся? Тогда вагоновожатая сначала вывела из трамвая всех пассажиров и покинула горящий вагон последней».
Дайне стало плохо на остановке «ул. Ганибу» в микрорайоне Эзеркрасте: трамвай проехал лишь несколько остановок от конечной. Сменного водителя минут через десять (это очень быстро, любой лиепайчанин, прикинув расстояние до депо, подтвердит) доставила дежурная машина Трамвайного парка. Но эти 10 минут пришлось ждать.
«Мне было плохо, я даже не могла извиниться перед пассажирами, что вагон какое-то время простоит на остановке и будет замена водителя. Одна из пассажирок первой заметила, что мне нехорошо. И стала на меня кричать — мол, почему трамвай не едет? Я ей тихо ответила, что мне совсем плохо, попросила не волноваться, мол, вот-вот будет сменщик. А она мне: “Меня это не интересует, нечего больной в трамвай лезть!” Пассажиры разные, есть и такие, которые нас, вагоновожатых, за людей не считают… В вагоне было немало народа. И те, кто был рядом с этой женщиной, разделяли ее негодование. Наверняка торопились куда-то… На весь трамвай нашелся один человек, который понял, что мне нужна помощь. В той ситуации была важна каждая минута. Та девушка стала для меня настоящим ангелом», — рассказала Rus.LSM.lv Дайна.
Мунисе Яунциема тем утром собиралась в Ригу. Опаздывая, прибежала на остановку, успела заскочить в подошедший трамвай, подумала, что теперь-то уж будет на автостанции вовремя.
«Но трамвай не двигался. Я не могла понять, почему. Нервничала, что не успею. У двери в кабину водителя стояли недовольные люди, бурчали… Я сначала подумала — может, авария какая-то на линии, раз стоим, , — рассказала Мунисе. — Спросила водителя. А она ответила, что ей плохо. Я сразу стала ее расспрашивать. Она сказала, что воздуха не хватает, дышать тяжело. И добавила, что скоро приедет заменный водитель».
Тот вскоре прибыл, вагон тронулся, а Мунисе осталась рядом с Дайной в кабине. Девушка — медсестра, работает в одной из лиепайских практик семейных врачей. Но полагает, что для помощи в этом случае не нужны были особые медицинские познания.
«Дайне становилось хуже, ей было всё тяжелей дышать, судороги усиливались. Я с ней разговаривала, она понимала, что происходит… Но было ясно, что дело плохо. Я вызвала “скорую”. Мы вышли на одной из остановок, я устроила Дайну на скамейке в удобной позе, чтобы облегчить ей дыхание и уменьшить судороги, пока мы дождемся бригаду. Я не могла оставить ее одну, мне надо было убедиться, что всё в порядке», — продолжила Мунисе Яунциема.
Да, и реплику недовольной дамы она тоже слышала. И считает, что это было просто бесчеловечно.
«Когда мы выходили, никто из пассажиров не подошел, не предложил помощь! Только когда подъехал следующий трамвай, одна женщина, увидев, что Дайна на скамейке лежит, высунулась из дверей, спросила… Потом, когда нашу вагоновожатую уже отвезли в больницу, я думала — ужасно, какие мы люди… Где наша человечность?! Как можно думать только о себе и быть такими эгоистами? Я в тот день тоже опоздала на рижский автобус, но мне и в голову не пришло винить этого человека! Ну, опоздала, так следующий будет… Как это — не помочь другому, когда ему стало плохо? Мне кажется, что человек должен быть на первом месте, потом уже всё остальное», — Мунисе до сих обескуражена этой стороной ситуации.
Дайна Короткова предположила, что многие пассажиры просто не поняли, что происходит, да и не так часто видели, как человеку плохо становится. Мало ли факторов. Предполагает, что, если бы она закричала, может, иначе было бы, но она просто тихонько умирала… Оказавшись дома после больницы, Дайна решила разыскать свою спасительницу — через Facebook. (Там же выразила и огромную благодарность сотрудникам «скорой» и Лиепайской региональной больницы.)
«Я рассказала эту “трамвайную историю” маме, а та мне и говорит — посмотри, эта женщина тебя ищет! И мы с Дайной связались. В комментариях и в “личку” мне писали совсем незнакомые люди и благодарили. Меня это так тронуло… Так что есть в наших людях человечность, просто мы, наверное, слишком закрытые. В общем, не всё так плохо с нашим обществом!», — заключила Мунисе.
Дайна Короткова собирается встретиться с девушкой лично и от всего сердца поблагодарить, глядя в глаза: «Как она смотрела мне в глаза в тот момент, когда мне было очень плохо». Когда она узнала имя своего ангела-спасителя, то дописала его в посте на FB, добавив — мол, это гордость Латвии. И хочет заявить Мунисе Яунциему на этот титул.
И еще раз о безопасности
В Лиепайском трамвайном парке есть алгоритм действий во нештатных ситуациях. Получив сигнал, диспетчер сразу начинает работать по этой инструкции. В частности, всегда есть резервный водитель, которого дежурная машина доставляет на замену коллеге, если что-то случилось. Но, как правило, ситуации возникают менее серьезные, чем необходимость увезти сотрудника в больницу на «скорой».
Пассажирам не надо беспокоиться — мол, а что будет, если вагоновожатый, к примеру, сознание потеряет, когда трамвай в движении? Не случится ли аварии или чего-то еще? Нет. Потому что, как рассказал член правления предприятия Liepājas tramvajs Айгар Пукс, в таком случае «вагоновожатый просто отпускает рычаг управления — трамвай сразу же останавливается».
«Наше предприятие очень благодарно Мунисе Яунциеме. Нам повезло, что в вагоне оказался медик и помог, и что люди не были безразличны к этой ситуации. Да, всего один человек оказался неравнодушным — и благодаря ей всё закончилось благополучно», — добавил Айгар Пукс.