Трагедия в Золитуде: перевернутые судьбы, или Как жить дальше

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Прошло полгода с жуткого 21 ноября, когда в Золитуде под обрушившимся магазином Maxima погибли 54 человека, а еще десятки получили ранения.

Некоторым помогли, некоторые, наверное, не знают, что могут получить помощь.

Эта трагедия неслыханно объединила общество — за короткое время на поддержку пострадавшим собрали более миллиона евро. Пострадавшим и семьям погибших выплачены государственные и муниципальные компенсации, им оплатили лечение и психологическую помощь.

«В Золитуде погибла моя мама, ей было 55 лет. Осталась я, мой отец, брат и бабушка», - говорит Виолетта Мичуна. Жизнь ее семьи 21 ноября прошлого года изменилась навсегда. Практическую помощь после инцидента получили быстро и без труда. Молодая женщина хвалит социального работника, которая помогла семье с реабилитацией, но эмоционально ей по-прежнему нелегко.

Она говорит, что внимания не хватает тем, кто живет не в Риге. Например, женщине, которая потеряла дочь, никто даже не позвонил. Многие даже не знают, что могут получить пособие, но для начала им нужна психологическая помощь.

Трагедия усугубила проблемы с психическим здоровьем

Большинство пострадавших и семей погибших живут в Риге, и в Социальной службе только с ними одними работают пять социальных работников. Помощь получают 109 семей и лиц. Служба прилагает все усилия, чтобы связаться с теми, кто не приходит сам. Тем не менее, в каждой семье после трагедии усугубились проблемы, к которым соцслужба готова не была. Например, есть люди с психическими проблемами, которые только усугубились. Оплачиваемой государством 10-дневной реабилитацией воспользовались почти 400 человек, в том числе и спасатели.

Трагедия изменила восприятие жизни

Глава общества "Золитуде 21.11" Регина Лочмеле говорит, что с психологической помощью сложно, и нужна она разная. Особенно сложно с теми, кто категорически отказывается от помощи, хотя необходимость в ней очевидна. Общество вместе с Рижской Соцслужбой, Минблагом и Ассоциацией психологов разрабатывает план оказания дальнейшей помощи, потому что  99% людей страдают от посттравматического синдрома, который может длиться годами.

«Основная проблема в том, что у всех этих людей, у которых погибли родственники, которые были в магазине во время катастрофы и пострадали или просто видели все это своими глазами, изменилось представление о жизни. У них другие ценности. Это можно сравнить с возвращением с войны, когда на все мелочи жизни смотришь совершенно иначе, чем другие», - говорит Лочмеле.

Как простить жизнь?

Иногда слышна критика по поводу больших компенсаций и заявления, что жертвы стали почти миллионерами. Но, как оказалось, на компенсации не могут претендовать ни родители погибших, ни гражданские мужья и жены. Государственное пособие в размере 100 000 евро еще не получили семьи троих погибших пожарных, так как закон предусматривает, что пособие можно получить в течение года.

Глава организации ziedot.lv Рута Диманта говорит, что они выплатили пострадавшим и семьям погибших уже более миллиона евро. Организация сейчас работает с конкретными заявками от пострадавших и, например, платит за операции, неоплачиваемые государством. Кассира Мартиньша, получившего тяжелые травмы, отвезли на операцию в Германию. Такую целевую помощь ziedot.lv будет оказывать и в дальнейшем. Диманта говорит: важно, чтобы этих людей не забыли через 3—4—5 лет. Но важно и то, чтобы остальные жители Латвии знали — если кто-то попадет в похожую ситуацию, то и он сможет рассчитывать на помощь общественности.

Важно не забыть

Если полгода спустя после крупнейшей трагедии в истории Латвии ознаменовались большой материальной и недостаточной моральной поддержкой, то есть еще кое-что, о чем много говорили сразу после трагедии, но о чем уже почти забыли, подводит итог Лочмеле.

«Мы каждый день проходим мимо чего-то, о чем мы можем предупредить, привлечь внимание, пожаловаться. Но мы идем мимо — не хочется тратить время, портить нервы, ничего ведь не изменится», — говорит Лочмеле.

Она сама помнит, как на крышу грузили чернозем, но откладывала на потом требование объяснений. Во имя жертв трагедии в Золитуде мы не можем быть равнодушными к мелочам, чтобы никакое большое дело не осталось без должного внимания, напоминает глава организации.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное