В соответствии с Гаагской конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей Латвия оказывает бесплатную юридическую помощь родителям, чьи права опеки нарушены. Например, в случае, если семья жила в Германии, а мать, гражданка Латвии, решила расстаться с отцом ребенка и, забрав ребенка, уехала в Латвию, не информируя партнера. В таком случае отец обращается в полицию своей страны, сообщает о похищении, и дальше вопрос решается в суде.
С августа Минюст договорился с шестью адвокатами об оказании юридической помощи родителям по подобным делам об опеке над детьми. Ранее всеми подобными процессами занимался только один штатный юрист министерства.
По словам юриста департамента международного сотрудничества Минюста Анны Чекановской, в последние пять лет число судебных процессов такого рода остается почти неизменным. Требования вернуть ребенка из Латвии в прежнюю страну проживания поступают в среднем 13 раз в год, а еще пара процессов касается права общения с ребенком, живущим в Латвии.
КОНТЕКСТ
Присоединившись в 2002 году к Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года, Латвия обязалась обеспечивать юридическую поддержку тем родителям в других странах, которые желают вернуть увезенных другим родителем в Латвию детей. С 1 сентября система заработала: шесть присяжных адвокатов консультируют иностранцев бесплатно.
В этом году, впрочем, дел стало больше. До 10 августа было десять, и с тех пор – еще десяток.
«Чаще всего детей увозят из Объединенного Королевства, но и из Турции, Норвегии, Люксембурга и Литвы. Эстонские дела есть у нас», — перечислила Чекановска.
Среди адвокатов — участников проекта и Янис Давидович с Байбой Дидрихсоне. До сих пор каждый из них принял участие в рассмотрении двух дел такого рода. Типичную ошибку родителя-«похитителя» описал Давидович:
«Обычно бывает так, что есть какие-то проблемы [в отношениях партнеров]. Латвийский гражданин, отец или мать, просто берет ребенка и уезжает с ним в Латвию. Тогда, соответственно, вторая сторона пишет заявление, что у нее похитили ребенка, увезли. И суд решает этот вопрос по существу, возвращать ребенка или не возвращать».
Чтобы родители не оказались в столь незавидной ситуации, при расставании вопрос об опеке, о том, с кем из родителей ребенок впредь будет проживать, нужно решать правовым путем в стране проживания семьи, подчеркивают юристы. Самая частая ошибка – единолично решить запаковать чемоданы, взять ребенка и уехать.
По словам Дидрихсоне, родитель-«похититель» нередко оказывается заложником ситуации:
«В этот момент каждая сторона считает, что один останется в этой стране, а второй хочет уехать в другую. У той, что хочет уехать, возникает вопрос: зачем ей нужно оставаться по прежнему месту жительства, если ее с ним больше ничто не связывает».
Адвокаты советуют спорные ситуации, когда родители не могут найти общего языка и договориться о праве опеки над детьми, прежде всего пытаться разрешить с помощью медиаторов.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, Минюст отмечает, что латвийские граждане в рамках Гаагской конвенции тоже могут получать юридическую помощь в странах, в которые вывозят их детей – если только та страна не оговорила особо, что такую поддержку она не оказывает.