В свою очередь, бабушка и дедушка малыша, которые теперь редко наездами бывают в Латвии, по данным министерства, отказались взять на себя ответственность за его воспитание. Впрочем, по итогам прозвучавшей в телесюжете LTV информации Сиротский суд попытается снова связаться с этими людьми и выяснит, действительно ли именно таковы их намерения в отношении внука, поясняет министерство. В своем сообщении для прессы Минблаг подчеркивает: этот малыш никогда не был внесен в списки ребятишек, которых ждет усыновление.
Однако, по данным LTV, бабушка ребенка узнала о его появлении на свет только из письма, в котором ее спрашивали, не желает ли она усыновить внука. Есть косвенные признаки того, что в социальном центре активно пытались скрыть беременность пациентки. Так, по словам пожелавших остаться неназванными сотрудников центра, молодую мать убеждали, будто ее ребенок родился тоже больным, хотя ее собственный диагноз - не наследственный. В итоге она вернулась из роддома одна, оставив малыша там.
Как уже сообщалось, история с появлением ребенка у обитательницы социального центра стала достоянием гласности после того, как прокуратура высказала строгое предупреждение министру благосостояния Улдису Аугулису (СЗК) за недопустимое вмешательство в работу подчиненных и призвала его не препятствовать тем из них, кто сообщает в правоохранительные органы о тяжких преступлениях.
Один из сотрудников социального центра Ziedkalne обратился в полицию с заявлением о совершавшихся там правонарушениях. В частности, сейчас полиция проверяет подозрения о сексуальном насилии в стенах центра. Есть веские предположения, что мать младенца, о котором речь выше, была изнасилована. Поскольку в Ziedkalne содержатся лица с душевными расстройствами, полученную в начале марта анонимно информацию руководители центра Zemgale (чьим филиалом является Ziedkalne) вначале тщательно проверили и лишь затем передали ее правоохранительным органам.
Министр благосостояния Улдис Аулугис 7 мая возбудил дисциплинарное дело против руководителя центра Zemgale Илгониса Лейшавниекса и против юриста этого учреждения, готовившего документы для полиции – якобы их действия «создали риск дискредитации» вверенного заботам Лейшавниекса заведения. Под давлением прокуратуры 22 мая министр, к тому времени получивший письменную объяснительную руководителя центра Zemgale, прекратил дисциплинарное дело. Причем это не первый, а уже третий случай трений между министерством и Лейшавниексом.
Айя Петухова, заведующая злополучным социальным центром, персонал которого теперь подозревают в грубой халатности, сделавшей возможным систематическое насилие в отношении беззащитных клиентов, была в декабре отстранена Лейшавниексом от работы до окончания служебного расследования. Ноябрьское расследование касалось поверхностного отношения персонала к своим обязанностям, в результате чего из центра пропал один подопечный – в итоге его обнаружила полиция. Однако приказом министра Аугулиса Петухову восстановили в должности, а Лейшавниексу объявили выговор. Второй выговор он получил за «разбор полетов», устроенный другой сотруднице.
Комментируя ситуацию с имевшими место фактами насилия, он пояснил: решительно нельзя понять, как служащие могли не слышать воплей пострадавших. Остается сделать вывод, что имела место вопиющая халатность.
Как заявил Лейшавниекс, в ходе проверки сотрудницы утверждали, что им о преступлениях ничего не известно. Но в дежурном журнале отмечено, что в тот день один из постояльцев был пьян, а «другие клиенты жалуются, что он угрожает и сексуально домогается».
В журнале также записано, что в тот день в филиале был один пострадавший, что ему вызывали «скорую» и что приезжала полиция. У пациента было сильное воспаление органов, ему потребовалась срочная помощь хирурга. Через несколько дней семейный врач поставил диагноз «выпадение прямой кишки».
При служебном расследовании в беседах с пациентами оказалось, что агрессивный постоялец приставал и к другим. «Он совершал сексуальное насилие против мальчиков и девочек. Меня удивляет, как можно было не заметить, что кричащую женщину из вестибюля тащат на третий этаж, чтобы сексуально использовать», — заявил Лейшавниекс.