ТЧК

Спецэфир. 26-й день войны в Украине

ТЧК

Война в Украине. Спецэфир

Спецэфир. 27-й день войны в Украине

Поехали просто на Запад. История спасшейся от войны рижанки Вероники

Обратите внимание: материал опубликован 2 года и 7 месяцев назад

Веронику Привалову, гражданку Латвии, война застала в Киеве. В эфире спецвыпуска программы «ТЧК» на Rus.LSM.lv она признала, что считает себя везунчиком: она пережила два дня под бомбежками, проехала через всю страну и вернулась в Латвию.

«Я – рижанка», - говорит о себе Вероника Привалова. «Выросла и жила тут до 35 лет, замужем тут была. У меня детки – рижане. Потом встретила второго мужа. Он с Киева. И в 2014 года я живу на два города. В буквальном смысле – с двумя косметичками и шкафами с одеждой. То тут, то там».

В очередной раз Вероника прилетела в Киев 21 февраля. Хотела раньше, но муж отговорил: дескать, обстановка накаляется, давай немного переждем, посмотрим, как будут развиваться события.

«По итогу правы оказались все городские сумасшедшие. Никто не верил, что будет полномасштабная война. Ни один нормальный человек не мог в это поверить на полном серьезе. И потому 21 февраля я полетела в Киев», - говорит Вероника.

Она рассказала, что в Киеве она живет не в центре, а примерно в 20 минутах езды от него на метро – в Академгородке.

Рано утром ее мужу позвонил друг: «Вы что, спите? Киев бомбят!».

«Взрывы были на другой стороне города, на левом берегу. Оттуда все понеслось. Мы только потом вдалеке услышали хлопки, словно от новогоднего салюта», - рассказала Вероника.

Она признала, что поначалу буквально впала в ступор. «Помню, я сказала: «пойду душ приму, может, в последний раз». Потом началась страшная суета. Не знаешь, что делать. Дикий страх. Такой, что живот сжимает», - поделилась она.

В первый день семья приняла решение никуда не уезжать. Дом Вероники располагается практически на выезде из города. Она говорит, что с самого утра «буквально под подъездом» сформировалась огромная пробка из автомобилей, который ползли в направлении запада по житомирской трассе.

«И ты понимаешь, что не знаешь, что делать. И что тебе нужно принять решение, от которого в буквальном смысле этого слова зависит твоя жизнь», - признала Вероника.

Рассматривались все варианты. Сперва семья думала, не остаться ли в городе, но было решено, что, находиться в 16-этажке на окраине города, под обстрелами, небезопасно. «Второй вариант – поехать в деревенский дом. На дачку. С банькой, огородом. Но этот вариант тоже отмели, потому что после обеда стало известно, что к Киеву продвигаются войска и с белорусского направления. Т.е., со стороны нашей дачи. И хорошо, что мы не поехали туда, поскольку со второго дня войны эта территория находится в оккупации», - говорит Вероника.

При этом, признала она, выехать в Западную Украину, учитывая, что творилось на дорогах, было тоже проблематично. Во-первых, из-за пробок можно было застрять на дороге, а во-вторых, появились сообщения об ударах по Ровно и Житомиру.

«Теперь я знаю.

Первое, что в этом случае нужно иметь, это не продукты, это можно достать. Нужен бензин. Многие не смогли выбраться из-за отсутствия топлива.

Мало кто держит полный бак, заправляются на 100-200 километров. До Житомира доедешь. И все», - пояснила она.

В итоге Вероника с мужем, а также его сестра с мужем и маленьким ребенком выехали в Западную Украину на второй день. «Проснулись от бомбежек. В этот раз били близко, с нашей стороны. У нас окна в сторону Гостомеля, Бучи – там все было в дыму. Сумки у нас были собраны. И мы отправились. Просто на запад», - вспоминает она.

Было очень страшно. Сейчас, говорит Вероника, она уже может шутить, но в тот момент она испытывала сильный ужас, каждую минуту ожидая, что «прилетит».

Сперва думали ехать через Ирпень, но оказалось, что украинские военные взорвали мост, чтобы задержать продвижение неприятеля. В итоге, поехали через Житомир.

«Поток шел со скоростью 70-80 километров в час. И стало понятно, что бензина нет нигде. От слова совсем. На обочинах попадались брошенные машины. Люди доезжали докуда могли, а затем выходили и старались к кому-то подсесть», - вспоминает Вероника.

Поскольку топливо кончалось, муж принял решение ехать на дачу к лучшему другу, который живет к Югу от Киева. У того был собственный автосервис. И, как выяснилось в телефонном разговоре, несколько канистр бензина.

«Это обычная украинская деревушка в глухих лесах. Мы до него дотянули, поехали на юг, огородами добрались до деревни. И провели там две ночи. Там было относительно спокойно, не считая удар по аэропорту Василькова примерно в 50 километрах. Потом приняли решение, что продолжим путь на запад», - рассказала Вероника.

По второстепенным дорогам, деревнями, добрались в Карпаты. И там, признала Вероника, им с мужем пришлось разделиться, поскольку мужчин из Украины не выпускают.

Она пояснила, что ее муж подпадает под третью волну мобилизации как офицер запаса, но ни он, ни его друзья и сами бы не поехали из страны в такой ситуации.

«Я когда раньше смотрела фильмы о Второй мировой, часто не понимала кадры, где женщины провожают своих мужчин на войну, целуют, напутствуют. Мне раньше казалось, что я бы в такой ситуации пыталась бы спрятать своего мужчину в подвале.

А тут такой страх. И ты понимаешь: если он сдастся, то и тебя завтра не будет», - признала Вероника.

Ее муж в настоящий момент занимается развозом гуманитарных грузов – загружается на границе, а затем развозит по городам.

Из Украины Вероника, будучи гражданкой Латвии, выбралась благодаря помощи консульства. С Карпат она отправилась поездом во Львов, где консульство Латвии собирало автобусы, чтобы вывести своих граждан. Она поделилась, что добраться до Львова задача не простая – люди «едут по 21 часу стоя, по 17 человек в купе».

«Мне повезло. Я попала на третий рейс, который шел в Латвию. Консульство было реально на связи, у меня был мобильный телефон человека, с которым координировала действия. Он сказал, когда мне приехать во Львов. И мне повезло. Я вообще везунчик. Я застала два дня бомбежек и выбралась», - говорит Вероника.

Во Львове, по ее словам, тоже была тревожная обстановка: часто срабатывали сирены, предупреждая об угрозе с воздуха. Там она провела три дня, пока не села в автобус, который отвез ее в Латвию.

«В Латвии я оказалась на десятый день войны. Сперва отходила. Первые дни было очень сложно. Не понимаешь, на каком свете ты находишься. И знаете, то меня поразило? В Варшаве автобус сделал трехчасовую техническую паузу. Там есть ощущение беды, войны: толпы беженцев, грузовики с гуманитарной помощью. Есть ощущение тревоги.

А к нам приезжаешь – тихо, спокойно. Я приехала, увидела пьяную молодежь в Старой Риге – и это было так странно.

И страшно. Я живу в Иманте, впервые дни шарахалась от гула самолетов. И от салюта, который звучал где-то там. До сих пор пью успокоительное», - поделилась Вероника.

Она рассказала, что круглосуточно следит за ситуацией в Украине, а также старается помогать по мере своих сил: 

«Я связалась с парой волонтеров в Киеве, узнала, что им нужно. Мы с друзьями смогли собрать довольно большую сумму на покупку продуктов питания. Потом хотела записаться волонтером в Дом конгрессов, но там уже все места были заполнены. Отправилась на ул. Вентспилс, 50. Там проходит сортировка гуманитарных грузов. Люди приезжают, разгружают из машин то, что хотят отправить. Ты это сортируешь, упаковываешь, пишешь на коробке, что там находится. И я там помогала».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное