Базовое финансирование науки в стране продолжает оставаться на уровне 25% от требуемого, и, по подсчетам профсоюза, из этих средств институты могут обеспечить ученых лишь зарплатой в 150 евро. Такая ситуация толкает молодых ученых уезжать из Латвии после завершения проектов. Ученые также не понимают, как международная оценка латвийских научно-исследовательских институтов в дальнейшем будет влиять на распределение средств.
«Здесь не было ремонта с советских времен, тут проверяют на нагрузку различные материалы. Вот здесь работает специалист высокого класса, за ним после обрушения магазина в Золитуде приехали на полицейской машине, не могли без него обойтись. А мы ему можем платить из базового финансирования всего 350 евро на бумаге», — говорит директор Института механики полимеров, профессор Эгил Плуме.
Институт, несмотря на низкую международную оценку, реализует восемь европейских проектов, в том числе и по ремонту инфраструктуры. Но с приближением следующего периода финансирования многие ученые боятся, что государственных денег на зарплаты не хватит, и всех придется отправлять в неоплачиваемые отпуска.
Плуме говорит, что они могли бы освоить больше денег, но для каждого проекта требуется софинансирование, которого у них нет. В прошлом году в Швейцарию уехали два молодых специалиста, и там у них зарплата большая. Еще одна сотрудница собирается уехать осенью. Институт их удержать не может.
Вилис Скрулс говорит, что тяжело смотреть, что на смену ему никто не идет. Опытный инженер тоже когда-то получил предложение работать в Гетеборге, но решил остался на родине.
«Я пенсионер, работаю здесь с 1970 года, но мне нужна смена. Никто из молодых сюда не придет за такую зарплату»,— говорит Вилис Скрулс.
Председатель профорганизации Академии наук, ученая Института биологии Мара Казубиерне уверена, что латвийская наука сейчас находится на грани вымирания.
Многие учреждения вынуждены обходиться выделенным государством базовым финансированием, потому что его нужно перераспределять для софинансирования проектов ЕС, инфраструктуры и зарплат. В следующем году деньги станут доступны лишь в конце года.
Директор Института органического синтеза Ивар Калвиньш считает, что маленькие НИИ могли бы объединиться. Однако неясно, какова цель такого объединения — получение дополнительного финансирования или лучшие результаты в работе.
Базовое финансирование науки на второе полугодие будет обеспечено с 1 июля — около 7 миллионов евро. Из необходимых науке денег государство предоставляет лишь около 25%. Такая ситуация продолжается с 2009 года, когда бюджет отрасли сократили на 63%.