Латвийские ученые пытаются понять, чем живут самые дикие наши озера

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Латвийские ученые проводят исследование диких лесных озер. Как говорят сами исследователи, предмет их научного интереса -- экосистема мест, куда до сих пор не ступала нога человека, рассказывает передача «Домская площадь» на Латвийском радио 4.

Латвийские ученые пытаются понять, чем живут самые дикие наши озера
00:00 / 06:46

Природные места, никак не затронутые жизнедеятельностью человека — все более редкое явление по всему миру, и Латвия здесь не исключение. В нашей стране к таким территориям можно отнести природный заповедник в Тейчи  -- именно там ученые Института гидроэкологии проводят исследование озер и болот.

«Цель проекта — понять, как функционируют экосистемы озер без антропогенного влияния, то есть без вмешательства человека. Разумеется, время от времени в тех местах могут появляться какие-то люди, например, нелегально собирающие клюкву на болотах,  но мне бы хотелось придерживаться этой романтичной формулировки про "места, куда не ступала нога человека"», — рассказывает научный работник института, доктор биологии Матисс Жагарс.

По его словам, такие озера интересны как раз тем, что они наименее подвержены антропогенному влиянию — например, в виде рыбного промысла или отходов сельскохозяйственной деятельности. Даже если человек рядом собирает ягоды, он не оставляет заметного влияния на экосистему озера.

«Поэтому задача — понять, как она функционирует. Полученные данные станут для нас отправной точкой для понимания, какой должна быть здоровая экосистема озера. Это исследование дает нам уникальную возможность узнать, как выглядит "здоровое" озеро в наших географических широтах. В будущем

мы сможем сопоставить это с данными из других стран и разработать правила обращения с озерами — в том числе с озерами, которые уже тяжело пострадали от антропогенного влияния»,

— объясняет он смысл исследования.

Матисс Жагарс также заметил, что хотя изучаемые в рамках этого исследования озера находятся вроде бы в схожих условиях, выяснилось, что они очень разные.

«Мы рассчитывали, что озера будут одинаковы — с типичной для болот водой и очень скудными группами животных, но на самом деле обитателей там много и они очень отличаются. Например, на одном озере живут тысячи птиц, которые привносят питательные вещества для всей озерной экосистемы извне. Это крайне интересно и неожиданно», — поделился ученый.

Нынешнее исследование идет уже год и семь месяцев и продлится еще год. Самое интересное уже позади, но самое важное — впереди.

«С точки зрения приключений для любого ученого наиболее интересен самый первый этап — мы отправляемся на девственные места, берем первые образцы, делаем первые выводы. Но именно следующий год станет самым важным

, когда начнется лабораторная работа. Будем анализировать данные и пытаться понять, о чем нам говорят полученные наблюдения», — поделился М. Жагарс.

В этом году внимание уделяется и рекам: с июля и до середины сентября на притоках Гауя идут работы по восстановлению быстрых течений и устранению антропогенного влияния, что должно помочь миграции и естественному возобновлению форели и других видов рыб.

Ранее Rus.LSM.lv сообщал, что Латвийский центра среды, геологии и метеорологии изучил реки и озера страны и выяснил, что в хорошем состоянии у нас только треть пресноводных ресурсов — заметно меньше, чем в среднем по Европе.