Торговля людьми — обширный термин и, по сути, это современное название для рабства. То есть это все те случаи, когда человека заставляют работать против его воли. Угрозами, реальным насилием, с помощью мошенничества. Какова ситуация в Латвии.
«Все помнят случай с организацией Neatkarība Balt: у неё было три центра, в которых якобы оказывали помощь с разными зависимостями. Люди при этом жили в ужасных условиях, работали без всякой оплаты. И там мы обнаружили сразу большое число жертв. Но даже если бы этого случая не было, я думаю ,число жертв было бы таким же, как в 2020 году»,— заявила Агнесе Зиле-Вейсберга, представитель МВД.
Строительство, сельское хозяйство, производство продуктов, общепит — в этих отраслях чаще всего происходят подобные нарушения. Но есть и еще один сектор — это проституция. Его обычно упоминают отдельно. В центре Marta, который специализируются на помощи жертвам торговли людьми, говорят: в прошлом году жертвами стали 24 человека. Но вот официальная статистика МВД: в 2020 году — 10 жертв, в прошлом году — всего 7. Уголовных процессов возбуждено вдвое меньше, а в судах дела обстоят еще хуже.
«У нас до сих пор нет ни одного обвинительного приговора по делам о торговле людьми. И это тоже не добавляет понимания полиции об этих делах», — отметил Арманд Лубертс, представитель Госполиции.
Главная проблема, как говорят в полиции — сложно доказать, что человек занимается проституцией по принуждению. Например, сотрудники больше не могут осуществлять контрольные закупки этих услуг, да и просто прийти с проверкой не так просто.
«Не констатировав проституцию, как мы можем констатировать сутенёрство? Все лица, которые оказывали услуги, говорят, что делают это по обоюдному согласию, зарабатывают отличные деньги. Они защищают своих сутенёров. Иногда противодействуют нам в уголовном процессе. Они все проходят в статусе свидетеля — и ни одна из них не согласна стать потерпевшей», — добавил Лубертс.
По словам члена Комиссии по правам человека Андрея Юдина, уже сейчас закон об оперативной деятельности позволяет раскрывать случаи такого сексуального рабства. Но полиция его использует неохотно.
«Можно собирать инормацию, в интернете представляться кем-то другим, обобщать информацию. И потом действовать. Перечень большой. Есть специальный закон — и его нужно использовать.
У нас, получается, королева доказательств — это показания! То есть пока кто-то не скажет, что его использовали, мы ничего не можем делать. Это неправильный подход», — уверен он.
Новый закон об ограничении проституции разрабатывают уже несколько лет, и в полиции говорят, он бы помог эффективнее бороться со случаями торговли людьми. Ну а пока, как отмечает Лубертс, «сейчас эта отрасль оставлена на самотёк — и мы станем столицей секса. Кто возьмёт на себя ответственность, трудно сказать»
С притоком беженцев из Украины в Латвию возрастают риски торговли людьми или вовлечения приезжих женщин в оказание интимных услуг. Такие случаи уже замечены в других странах Европы. Чтобы этого не произошло и в Латвии, центр Marta призывает власть действовать радикально. Ввести так называемую шведскую модель — когда наказывают не проституированных женщин, а покупателей «живого товара».