Главное уберечь клиентов «от тюрьмы и сумы» — Служба пробации

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Государственная служба пробации работает в Латвии с 2003 года, но «широкая общественность» до сих пор слабо представляет, чем эта институция занимается. Между тем, главная ее цель – вернуть правонарушителя в общество. В Лиепае это ведомство ежегодно ведет работу с сотнями бывших заключенных, сообщает Латвийское радио 4 в передаче «Домская площадь».

Главное уберечь клиентов «от тюрьмы и сумы» — Служба пробации
00:00 / 00:00
Скачать
Региональные отделения Службы пробации открывались постепенно. В Лиепае служба работает с 2005 года. В прошлом году здесь вели дела 746 клиентов, которые попадают под надзор Службы пробации только по решению суда и предписанию прокуратуры. Специалисты надзирают за лицами, освобожденными от уголовной ответственности, за условно осужденными или досрочно освобожденными. Старший специалист пробации Янис Спрогис говорит, что вся работа преследует одну важную цель:

 

«Чтобы пробационный клиент не повторил преступления – это самое главное! Он должен выполнять какие-то действия, которые мы ему показываем, если у клиента надзор пробационный.

Принудительные работы он часто отрабатывает, даже ничего не анализирует, не думает о своих ошибках – часто он возвращается к нам. Но если у человека был надзор, тогда мы очень анализируем его жизнь, какие-то его проблемы, помогаем ему решать эти проблемы. Конечно, если он сам этого хочет. И если он эти проблемы решает, он не повторяет больше преступления».

Когда-то поднадзорные просто приходили отмечаться. Сейчас для каждого составляется свой план надзора – клиент должен план выполнять, проходить коррекционные программы, искать работу... Руководитель Лиепайского отделения Солвита Дике говорит, что результат работы Службы пробации по всей Латвии – неплохой:

«Статистика очень у нас хорошая, у нас в 2016 году было 96%, что удалось обойтись без тюрьмы. Данные за 2017 год еще не обработаны».

Медиаторы Службы пробации помогают заключить мировое соглашение с потерпевшими. Важно не только компенсировать ущерб, но и принести искренние извинения. Такие беседы для клиентов Службы пробации нередко бывают откровением.

«Он даже не задумался тогда о том, что он сейчас слышит – о том, что этот потерпевший говорит. Он даже не думал – это просто «вот так получилось», и если бы не было вот этого разговора, он даже бы не прочувствовал, что сделал»,

- говорит Солвита Дике.

Она считает, что мировое соглашение и потерпевшему может быть выгоднее – ведь пока тянется суд, виновник ему ни потери не оплатит, ни лечение, если оно нужно. Типичный клиент Службы пробации – мужчина 30-40 лет.

«Он без образования или с очень низким образованием, проблемы с алкоголем, с низкими возможностями найти работу, потому что и образования нет, нет и силы воли», - перечислила Дике.

Среди функций Службы пробации – организация и проведение принудительных работ. В Лиепае за это отвечает специалист пробации Карина Зуша. В прошлом году на принудительные работы были осуждены 369 клиентов пробации, что довольно много. Из года в год число таких людей значительно не меняется. Суть таких дработ – осужденный своей работой на благо общества должен возместить нанесенный материальный и моральный ущерб, говорит Зуша:

«Конечно, в основном это благоустройство и уборка какой-то территории, потому что весь бывший Лиепайский район мы обслуживаем тоже. Но очень часто клиенты пробации с хорошими специальностями отрабатывают принудительные работы по специальности. Например, парикмахер стригла инвалидам волосы.

У нас за эти годы было довольно много клиентов, которые преподавали какие-то курсы даже – курсы компьютерной грамотности, читали лекции. По строительству очень много используется людей, осужденных на принудительные работы, которые, например, умеют какие-то строительные работы делать. Столяры. Автомеханики. У нас даже вот сейчас недавно в одной организации автопарка ремонтирует автомашины.

Это не обязательно – мести метлой и копать лопатой, если у тебя есть хорошая специальность, и есть потребность у какого-то работодателя в людях этой специальности. Тогда человек может отрабатывать и больше пользы принести таким образом.

Были такие, ну это был не один случай, а несколько случаев, когда своей хорошей работой клиенты пробации доказали, что они умеют работать, и работодатели на тех местах предложили им официальную работу».

Солвита Дике рассказала об одном давнем клиенте Службы пробации: «Оказалось, что он живет и очень успешно работает в Цесисском районе, поваром работает, очень хорошо устроился. Он ничего не совершал больше, а до этого времени – по тюрьмам, опять пробация, тюрьма... И все-таки он как-то смог с этим справиться».

Главное в этой истории – именно многолетняя нормальная жизнь, 2-3 года без рецидивов для экс-клиентов Службы пробации – еще не показатель успеха... Историй хватает. Как-то отправились проверить, ночует ли клиент дома. Работали тогда в  Лиепайском отделении Службы пробации только женщины...

«Заходили, проверяли, находится ли он ночью дома, это было на хуторе. И зашли – сам клиент в комнате, а уже у дверей его какой-то знакомый поднял ломик. А этот клиент тогда сказал: «Не надо, не надо!». Получается, что клиент нас защитил», - поделилась Солвита Дике.

В Лиепайском отделении сейчас работает 13 сотрудников, текучки в последние годы нет. Собеседники признались, что выгорание есть. Помогают психотерапевты и свой опыт.

«И надо как-то понять, отделить, что это не твоя вина! Ну как – кажется, что он хороший-хороший, и вдруг – или административное совершил, или не был дома. А тебе кажется: «Ну что, работа какая-то не ценная».

А потом думаешь – это не твоя жизнь, ты делал все, как надо, главное, чтобы ты сделал все, что можешь», - поясняет Дике.

Служба пробации привлекает к работе и волонтеров. Кто может быть волонтером, и чем они могут помочь клиентам Службы пробации?

«Критерии. Чтобы он в своей жизни достиг, что он может дать клиенту. Может быть, сам он всего достиг, но он не может никому ничего дать, научить чему-то, каким-то новым знаниям; что-то показать, какие-то новые пути», - отмечает Солвита Дике.

«Они посещают всякие мероприятия, ну там, я не знаю – за грибами идут, например, в театр ходят, какие-то спортивные мероприятия посещают. Этот сотрудник ведет клиента туда, куда он сам или не может, или вообще не знает о таких местах, или стесняется ходить в такие места. Этот человек ведет его по такому пути, куда он [клиент] сам не пошел бы», – говорит Янис Спрогис.

В прошлом году в Лиепайском отделении было четыре волонтера, сейчас остался всего один – нелегкая это работа.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное