Встречу назначили в аллее у памятника Свободы, на том самом месте, где Оскар запечатлел Майю в народном костюме завязывающей постолы. Фотограф вспомнил даже именно ту скамейку.
Майе было десять — маленькая танцовщица из Бирзульской основной школы приехала на VIII Школьный праздник песни и танца. О том, что ее фотографируют, девочка не предполагала. Снимок был опубликован в еженедельном журнале «Айя».
«Я присела, чтобы постолы перевязать. Заметила, что фотограф мимо проскочил. Спешил ужасно. Я не поняла, куда спешит. Я посмотрела... На следующей неделе после Праздника песни моя тетя зашла в магазин купить какой-нибудь журнал. Стала листать. Хм, знакомое лицо! Так мы обнаружили этот снимок. Сохранилась вырезка из журнала время от времени вспоминаем о ней», — рассказала Майя.
Постолы на ней тогда были не рядовые: их изготовил дедушка. «Он был кожевенных дел мастер. Пока мы были маленькими, он всегда нам сам делал постолы».
Майя вот уже семь лет живет в Милане. В вузе училась на маркетолога, поехала в Италию на практику, да так и осталась.
Оскар же руководит теперь предприятием Latvijas tekstils, которое, готовясь к Празднику песни, искало подходящее тематическое фото для печати.
«Я вспомнил про этот снимок, он в альбоме лежал. Когда фотографировал девочку, я не спросил, как ее зовут. Я искал виды для Праздника песни — показалось интересным узнать, как идут дела у человека теперь, участвует ли по-прежнему в Празднике песни».
«Я увидела, что многие знакомые тэгнули меня на Facebook. Интересно, думаю, что ж там такое. Зашла посмотреть и увидела снимок — хороший сюрприз к Празднику песни», — говорит Майя.
Оскар был очень обрадован скоростью, с какой удалось разыскать Майю: «Я не очень надеялся, случается, людей годами ищут. А тут хватило пяти часов!»
Выяснилось, что — да, Майя снова участвует в фестивале, на сей раз с хором итальянских латышей Saule. Репетировать эмигрантам сложнее, чем хористам на родине. Майе еще повезло: сама она живет в 15 минутах ходьбы до места, где проводятся репетиции. А вот руководитель хора — на Сицилии, то есть каждая репетиция означает для нее часовой перелет.
«Поэтому мы репетируем раз в месяц. Но это не всё. Каждый еще и дома репетирует. Дирижер нам присылает распевы на голоса, чтобы мы могли потренироваться», — говорит хористка.