Личное дело

В поисках семьи

Личное дело

Кассовая разница

Он — легенда

Эхо Второй мировой: много павших солдат остаются неизвестными

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

На этой неделе во всем мире отметили День Победы над нацизмом. В Латвии, как и во всей Европе, официально - 8 мая, но по традиции многие отметили его 9 мая. Накануне очередной годовщины окончания второй мировой войны всего в 150 километрах от Риги нашли крупное братское захоронение.  Местное самоуправление обратилось к поисковикам. В Латвии около десятка поисковых отрядов, крупнейший — «Легенда». В братской могиле было обнаружены останки более чем 200 солдат, сообщает Русское вещание LTV7 в передаче «Личное дело».

Костяк поискового отряда «Легенда» сформировался в 1998 году во время подъема танков Т-34 и ИС-2 из болота в местечке Пиенава, а также самолетов времен Второй мировой войны. В одном из самолетов были обнаружены останки экипажа. Эксгумация пилота переросла в идентификацию личности и восстановление истории его гибели. Так Талис Эшмитс и его друзья Виктор Дукс и Виктор Лелис определили свою будущую миссию.

В 2001 году был официально зарегистрирован поисковый отряд «Легенда», который ищет и перезахоранивает солдат Второй мировой войны, вне зависимости от стороны на которой они воевали. Про «Легенду» даже был снят документальный фильм Keep Smiling!, который в 2003 году получил премию на фестивале «Большой Кристап». Корреспондент Русского вещания LTV7 Даниил Смирнов также когда-то принимал участие в экспедициях поискового отряда. Он и расспросил Талиса Эшмитса, как теперь работает отряд.

«Сколько солдат похоронил поисковый отряд «Легенда»? Точно не скажу, но это около 10 тысяч солдат. Да. Солдат Второй мировой войны. Я не хочу их разделять.

Мой интерес пробудили рассказы моих дедов, которые вернулись с войны. И друзей их такого же возраста. Которые собирались вместе. Выпивали понемножку и рассказывали, как все было. Я хотел убедиться, что в их рассказах много правды. И оказалось, что они не врали ни грамма.

Рассказы это одна вещь, но тут ты должен понимать, что ты видишь на земле. Какие-то исторические материалы могут быть как первоисточник. Они во многих случаях не совпадают с тем, что есть в реальности, на природе. Для меня это оживляет историю, когда я вижу, как все происходило. Почему этот человек остался именно там.

Понимаю ли я при каких обстоятельствах человек погиб? Да это можно понять, особенно, если тело не перемещали далеко. Потому что он остался на поле боя. На месте сражения. В лучшем случае он перемещен на несколько метров, чтобы закатить его в какую-то яму. Если ты умеешь это читать и понимать — не только то, что написано в книгах, а еще то, как было на самом деле, тогда тебе очень быстро все становится ясно. А

то, что не пишут в книгах — это как люди пытались выжить на этой войне, как пытались сохранить свою жизнь и как действует человек в условиях войны».

Не пишут в книгах и то, говорит Талис, что солдаты сильно сильно верили в Бога. Как с одной стороны, так и с другой. У красноармейцев предметы, которые связаны с церковью, начиная с оберегов и заканчивая иконами, встречаются чаще, чем награды.

— Их поставили друг напротив друга и заставили убивать? — Да. Без сомнения.

Эшмитс убежден: героизм — это когда человек погиб выполняя свой долг. Он так и остался с ружьем в руках, остался там, на поле боя. Будь другими обстоятельства, эти люди никогда бы не встретились на поле боя.

«Никогда. Они жили своей жизнью. Один стоял у станка, другой выращивал хлеб. А так их одели в эту форму, столкнули на поле боя. Лоб в лоб. И они погибли. Они умирали не за какого-то там Сталина или фюрера. Они попали в эту ситуацию, как жертвы.

Видел ли я солдат-призраков в лесу? Лично я нет. Не видел. Но я знаю, что они там есть. Есть парни, которые их видели».

Талис поясняет: это необъяснимые случаи озарений, когда участник поискового отряда после ночевки дома потом приходит на следующий день и показывает, где надо копать.

— Это им сами солдаты показывают, что они хотят быть захороненными? 

— Думаю, что да. Потому что места, где мы их находим... Да мы вообще их везде находим. Даже в центре города. Мы сами об этом много говорим — что для каких-то парней пришло время быть найденными. Приезжаем. Ищем. Нет никого! Но мы-то знаем, что они там есть. Но найти никого не можем. Приезжаем второй, третий раз. И тут находим! А это значит — пришло время. Если ты начнешь создавать какую-то систему по поиску, ничего не будет. Это так не работает. Я не знаю, как это связано. Но как-то связано.

Что я думаю о женщинах, которые хранят верность солдатам, которые ушли на войну в 40-х годах? Не знаю. Памятник надо каждой ставить.

Сколько я таких случаев видел за свою жизнь? Больше десятка. Еще живы вдовы, которые никогда в жизни не вышли замуж. Некоторые до 80-х годов ждали, что сейчас дверь откроется. Потому что он потерял память, как-то по краешку прошел и выжил. Скоро он вернется, и все будет хорошо, несмотря на то, что она уже получила документ о его смерти. Это вообще такая человеческая любовь. Я тут в прошлом году в Цесисе встретил бабушку, которая до сих пор своего брата ждет. Говорит: я как-то верю, что он до сих пор жив.

Нужно ли водить школьников на экскурсию, на места раскопок? Да.  Без сомнения. Я согласен. Это же пацаны старше их на пару лет. У которых оторвало руки, ноги. Которые брошены в этот окоп. Вот так выглядит эта война. Таковы ее результаты. Победителей на войне в принципе нет».

Первых погибших солдат в местечке Пампали Салдусского района поисковый отряд «Легенда» нашел еще в апреле 2003 года. Тогда предполагалось, что в братской могиле лежат немецкие солдаты. В первой экспедиции принимал участие даже представитель Народного союза Германии по уходу за захоронениями. Но потом выяснилось, что в поле у дороги захоронены советские солдаты.

Они лежали в неглубоких могилах по четыре человека. Тогда, в апреле 2003 года, за две экспедиции поисковому отряду «Легенда» удалось поднять останки 142 солдат. Только через 15 лет выяснилось, что военное захоронение — гораздо масштабнее.

В апреле этого года во время дорожных работ в Пампали экскаватор наткнулся на человеческие кости, но уже на другой стороне дороги. Местное самоуправление обратилось к поисковому отряду «Легенда», дав им два месяца на поиски и эксгумацию солдат. К 22 апреля удалось найти останки 145 красноармейцев, 6 мая — еще 95. Всего 240 бойцов. Восьмерых удалось опознать по наградам и капсулам с именами — вместе с останками тел были найдены солдатские медальоны, орден Красной звезды, медали «За отвагу».

В общей сложности в братской могиле в 150 метрах от хутора Таливалду в Пампали были обнаружены 382 красноармейца. Все они были перезахоронены на братском кладбище в Ропажи.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное