Несколько лет назад Латвия взяла курс на то, чтобы к 2021 году в детдомах больше не было детей. Планировалось увеличить число временных приемных семей, которые готовы принять изъятого ребенка (или нескольких) до возвращения к биологическим родителям или усыновления. Временных приемных семей за это время действительно стало больше, но в этом году многие из них отказываются брать на себя такую ответственность.
«Мы ежедневно работаем с сиротскими судами и центрами вне семейной поддержки. В течение этого года мы получаем информацию о том, что сиротские суды с социальными службами в различных латвийских самоуправлениях сталкиваются с проблемой – в ситуациях, когда из семей изымают детей и им нужно обеспечить уход вне семьи, отказывают как приемные семьи, так и центры опеки. И тогда начинаются отчаянные поиски – куда поместить ребенка», - рассказала представитель Государственной инспекции по правам детей Айя Эрно.
По словам Айи Эрно, в этом году стало меньше приемных семей и тех, кто хочет получить такой статус. С января по ноябрь курс обучения приемных родителей начали только 44 человека. Если допустить, что часть из них – супруги, общее количество потенциальных временных приемных семей и того меньше. За весь прошлый год семей, желающих получить статус приемной, было в два раза больше.
«Что может являться причиной? Это нехватка поддержки, с которой сталкивается временный приемный родитель. Быстродоступная, эффективная медицинская помощь. Актуален и вопрос о больших очередях к детским психиатрам, нехватке психотерапевтов. Ясно, что дети, попавшие в сложную ситуацию, требуют особого ухода и внимания к их здоровью – физическому и душевному. Возможно, для части приемных семей важен и финансовый аспект. Размер вознаграждения, которое получают опекуны, не менялся с 2013 года. Но, скорее всего, причина в общей нехватке поддержки, которую испытывают потенциальные приемные семьи», - пояснила Эрно.
В Государственной инспекции по правам детей говорят, что проблема с поиском приемных семей наблюдается во всех самоуправлениях Латвии. Сложно «пристроить» не только подростков, но и детей младшего возраста, которых обычно охотно принимали в семьи:
«Мы не можем выделить конкретные самоуправления. Информация поступает нам из разных регионов. В этом году мы, как инспекция, встречались с сиротскими судами, социальными службами из всех регионов. И эта проблема есть везде. Я думаю, это общая проблема государственного уровня».
Государственная инспекция по правам детей призывает Министерство благосостояния в сотрудничестве с отраслевыми министерствами, учреждениями по защите прав детей, и негосударственными организациями найти наконец решение этой проблемы.
«Пока на практике получается, что в некоторых самоуправлениях ситуация решается за счет кризисных центров. Они уже не предоставляют услуги по реабилитации пострадавших от насилия детей, а по сути, занимаются вне семейной опекой. Нужно сказать, что самоуправления в итоге находят решения. Но иногда они бывают очень тяжелыми», - отметила представитель учреждения.