В понедельник после полудня на выезде из Латвии в Россию на контрольно-пропускном пункте Терехово собралась очередь из более чем 700 грузовых машин. Водители рассказывают, что очередь образовалась ещё до введения санкций против России. Со сложностями также приходится сталкиваться и на польско-белорусской границе — ожидание может затянуться на 4-5 дней. Водитель из Латвии признаётся, что стоит уже несколько суток.
«Третьи сутки пошли. 760 машин было передо мной, и третьи сутки ничего не происходит. Сигарет купить негде. Извините, но только два туалета на терминале, для всех. Ничего не сделано для водителей дальнобойщиков, абсолютно ничего», — сетует он.
В очереди стоят машины с разными номерами. Водители из Смоленска едут в Россию из Литвы. В Терехово стоят уже четвёртые сутки — и новые санкции не радуют.
«Конечно, относимся отрицательно — это для нас работа, а во-вторых — что делать, когда развернут. Сейчас на Россию идём, загрузились до девятого. Ситуация неприятная, но ничего не поделаешь. Мы простые люди — ничего не сделаем. Сейчас отправители стараются отправлять тот груз, который не попадает под санкции».
Ещё один водитель из России рассказывает, что стоит на границе уже вторые сутки — и пересечь удаётся на четвёртые. Причем в пределах разумного, добавляет шофёр. О новых санкциях уже знает:
«Думаю, это в ущерб не только российской стороне, но и Евросоюзу. Думаю, это ненадолго — это никому не выгодно. На счёт санкций… Я не знаю, как… Если в Евросоюзе слушать радио, то комментарии совсем другие, чем у нас, но санкции плюс никому не давали».
Многие водители обедают в единственном кафе у границы. Управляющая заведения Лига отмечает, что пока посетителей хватает, но её беспокоит, что будет в ближайшие дни, когда грузоперевозчики из Беларуси и России больше не смогут пересекать границу.
«Даже не знаю, что предпринимать. Не рассчитывали, что государство сделает так. Ещё больше это будет так — много кто останется без работы. Месяц назад, когда началась война, Украина много шла здесь. Именно когда началась война, они появились. Февраль — начало марта — были украинские машины. Сейчас пропали, а так были. Польских много».
Пока границу могут пересекать зарегистрированные в России и Беларуси машины, к которым относятся временные исключения. С 9 апреля в Терехово в пересечении границы отказали 14 водителям, рассказывает представитель Латгальского таможенного контрольного пункта таможенного управления Айвар Шарковский.
«Обозначен переходный период тем перевозчикам, которые начали перевозку до 9 апреля. Им разрешено выполнить рейс до 16 апреля. Или же, если они начали маршрут в Калининградской области, то им разрешено ехать транзитом».
Министр сообщения Талис Линкайтс в программе «Домская площадь» на этой неделе отметил, что работа с Россией и Беларусью — это бизнес высокого риска.
«Каждый, кто работает в этом направлении, должен понимать все риски. После военных действий эти риски значительно возросли, и предприятиям, работающим с Россией и Беларусью, надо быть готовыми к всяким непредсказуемым действиям».
По мнению министра, отрасль грузовых перевозок успешно приспосабливается к меняющимся условиям.
«Меняются логистические цепочки. Меняются потоки грузов с одного континента на другой. Мы уже не получаем много разных товаров из России, но они возмещаются товарами из других стран. Те предприятия, которые сейчас работает в российском направлении, могут переориентироваться на другие направления», — уверен он.
Тринадцатого апреля на российской границе в пункте Терехово в очереди, по данным Службы госдоходов, стояло 640 грузовых машин, среднее время прохождения границы — 74 часа, а на пункте в Силене в направлении Беларуси было 500 машин, среднее ожидание — почти 70 часов.
Как уже писал Rus.LSM, латвийские автоперевозчики готовятся к худшему. После того, как ЕС закрыл границу для фур из России и Беларуси, ответных мер ждут и в Латвии. На восток сейчас ездят около 6 тысяч латвийских грузовых машин. Их судьба под вопросом.