«Я могу сказать, что никакого особого прорыва на этот саммит и не планировалось, я не видел таких прогнозов, что там должны были принимать какие-то судьбоносные решения. Скорее это уточнение позиции Евросоюза и Украины по двусторонним отношениям. Но поскольку саммит ЕС предполагает консенсус европейских стран по определенным вопросам, то, несмотря на всю размытость формулировок, всё, что там принимается, имеет значительный вес», — прокомментировал Константин Скоркин прошедший в Киеве 12 октября 23-й саммит Украина — ЕС.
Среди главных его итогов обозреватель выделил, в частности, подписания договора об открытом небе. Как поясняет Deutsche Welle, оно предусматривает создание общего авиационного пространства между ЕС и Украиной, внедрение Киевом европейских стандартов и норм в авиации и что украинские перевозчики смогут неограниченно совершать полеты между Украиной и ЕС, а европейские смогут заниматься и внутриукраинскими перевозками.
«Другой важный момент — что Европа поддержала политику Зеленского по деолигархизации. Хотя и была сделана важная оговорка: это всё необходимо делать юридически обоснованными методами. Что, очевидно, относится к политике внутренних санкций, которую проводит Зеленский с их не очень обоснованным правовым характером. Скорее всего это намек», — добавил гость «Открытого вопроса».
Помимо этого подписано соглашение, которое позволит Украине участвовать в программе исследований и инноваций Horizon Europe, в программе исследований в сфере атомной энергетики Euratom Research and Training Programme, а также в программе в сфере культуры и медиа Creative Europe.
На замечание о том, что при всем при этом вопрос о членстве Украины в ЕС вроде бы не снимается с повестки дня, но и не продвигается и остается лишь теоретической возможностью, автор Московского центра Карнеги ответил, что такой вопрос не может быть решен на одном саммите и что сначала Киеву надо пройти долгий путь. То есть сначала надо провести реформы во многих сферах жизни (например, в сфере борьбы с коррупцией, но не только в ней), приблизиться к определенным стандартам и только потом можно говорить о вступление в ЕС.
Но зачем это Европе?
«Прежде всего Европа получает предсказуемого соседа на своих границах, страну, которая ориентирована на европейские ценности, на какие-то европейские стандарты, союзника Европы. Хотя Украина в своей внутренней политике далека от высоких европейских норм, тем не менее это страна, которая движется в демократическую сторону развития, страна с либеральной экономикой. Мне кажется, для Европы это очень важно — чтобы ее соседями были такие страны, а не страны с непредсказуемым политическим режимом или авторитарным», — ответил К. Скоркин.