По его словам, дискуссии вида «зачем нам космос — чините дороги» ведутся давно.
«Эта дискуссия всегда происходит — даже когда американцы строили ракеты и летели на Луну: давайте дорогу, давайте медицину — и только потом будем в космос лететь. Но, мне кажется, любой хороший хозяин должен думать и как свой дом содержать в порядке, и как развиваться. Опыт Эстонии, опыт Финляндии показывает: те деньги, которые страны вкладывают в космос, возвращаются.
К примеру, Эстония говорит, что каждый евро, который они вкладывают в развитие космических технологий, приходит в экономику как 2-2,5.
В таких странах, как Норвегия и Финляндия, достигает даже 7-8 раз...
И если мы смотрим даже на развитые страны, такие дискуссии происходят. Все понимают: чтобы мы могли зарабатывать деньги, на которые строить новые дороги, мы должны экспортировать, развивать новые хорошие технологии. Это всегда идет рука об руку», — подчеркнул Ирбинс.
Латвия ежегодно вкладывает в развитие космической индустрии около 3,5 млн евро (средства из общего бюджета на науку) — и эти деньги возвращаются.
«Но наши амбиции — подняться в индустрии, чтобы это было в 2 или даже в 3 раза больше. Это большие амбиции, чтобы до них дойти, нужно 5-10 лет», — добавил он.
«Эти деньги считаются государственной инвестицией в развитие национального научного потенциала, технического потенциала — и для развития людей, если можно так сказать.
Многие думают, что деньги, потраченные на космос, улетают в космос.
Но если практически смотреть, эти деньги тратятся здесь на Земле, и эти деньги приходят в конце концов к людям, которые развивают новые технологии. Они учатся, они становятся умнее — и это позволяет им создавать нужные технологии для использования на Земле. Есть уйма примеров, как инвестиции в космос возвращаются к нам. Например, мобильные телефоны и другие технологии изначально разрабатывались для космоса.
В 2012-2013 году, когда мы начали об этом говорить, большинство политиков думало..: «Зачем нам космос, зачем нам инвестировать туда? Мы никогда ракеты не будем строить». И прошло немного времени, прежде чем политики и общество поняло:
космос — это не только ракеты и космонавты, космос — это гораздо больше...
Мы в Латвии ракеты не будем строить. Но мы будем развивать новые легкие материалы. Они нам где нужны? На ракетах, космических станциях, а также в телефонах, в машинах, в мебели и так далее. И таких примеров много. Вкладывая в космические технологии, мы делаем жизнь на Земле легче», — пояснил Ирбинс.
Он также рассказал, как латвийская космическая индустрия выглядит на фоне литовской и эстонской.
«Сравнивать можно и нужно, наверное. Но я бы все-таки сказал, что мы идем немного разными путями, хотя интересы у нас общие — развивать технологические компании, которые создают высокоточные приборы, электронику и так далее. Если сравнивать, я бы сказал, что Эстония — на первом месте, потому что она член Европейского космического агентства уже более 10 лет. Их инвестиции в космос примерно 5 млн евро в год, Латвия инвестирует приблизительно 3,5 млн. Литовцы похоже, тоже где-то 3 млн евро...
Я бы сказал, что у Латвии очень хороший потенциал, если исходить из чисто исторических данных.
У нас очень хорошее, можно даже сказать, советское наследие в сфере инфраструктуры: в Вентспилсе есть радиотелескоп, у Латвийского университета. Есть обсерватории, есть системы лазерной навигации и многое другое. Традиции, которые дают нам почву развиваться», — добавил Ирбинс.
Ранее студенты Рижского технического университета (РТУ) первыми в странах Балтии спроектировали и запустили ракету высокой мощности, которая поднялась на 1,2 км. На очереди — новый, более сложный проект и в целом есть все основания ставить еще более амбициозные цели и смотреть на космическое будущее Латвии с большим оптимизмом, сказал передаче «Подробности» Ирбинс.