Первая оборонительная линия создается на расстоянии около километра от границы с Россией, недалеко от погранпункта Терехово в Лудзенском крае. Один из элементов — противотанковый ров, рассказывает инженерный инспектор НВС полковник-лейтенант Каспар Лаздиньш:
«Здесь мы перекапываем дорогу и делаем противотанковый ров, чтобы по этой дороге в случае необходимости не было возможности передвигаться транспорту. В том числе танкам. У этого рва есть заданные параметры, и у него соответствующая глубина, чтобы он выполнял своё предназначение».
План антимобильности — это создание цепи препятствий человеком и использование природных преград — рек, болот, лесов. Минные поля — это уже будет мера на случай военных действий. Пока речь идёт о преградах без применения взрывчатых веществ, продолжает Каспар Лаздиньш.
«Эта земля имеет собственника. Работы проходят по обоюдному согласию: владелец разрешает выкопать здесь ров, но права собственности человек сохраняет полностью. Сначала мы сконцентрируемся на первой линии обороны, которая будет идти вдоль границы.
Мы планируем вдоль границы выкопать противотанковые рвы, как это происходит сейчас здесь, а затем укрепить «зубьями дракона». Но для каждых окрестностей будут свои решения. Планируем использовать не только собственные ресурсы, но и привлекать гражданские компании».
Места для хранения боеприпасов ещё предстоит определить в соответствии нормативными актами и военной необходимостью.
«Мы определим места, где они нам необходимы, так как есть законодательство, и мы не можем складывать боеприпасы, где пожелаем. Всё это будет находиться на укрепленных официальных складах, но также обозначим места, куда их можно и нужно подвозить в случае необходимости».
Протяжённость латвийско-российской границы — 283,6 километра. Как писал Rus.LSM.lv, ещё в 2015 году вдоль нее начали строить забор, но в 2019 году работы остановились, так как открыли уголовное дело по статье о мошенничестве в особо крупных размерах против компании Igate, строившей объект.
Президент Латвии Эдгар Ринкевич, посещая границу в августе прошлого года, отмечал, что одна из задач — завершить начатое. Сегодня, спустя почти пять лет, строительство забора продолжили военные. В течение четырёх месяцев необходимо завершить участок протяженностью 20 километров. На данный момент установлено 2,5 километра, рассказывает командир НВС генерал-лейтенант Леонид Калниньш:
«Это хорошая тренировка для наших инженерных подразделений. У нас отличные инженеры! Конечно, можем отрабатывать навыки на своих полигонах — но такая практика идёт в плюс всем. Мы тренируемся, а государство получает результат».
До 2019 года успели построить 100 километров забора, а также инфраструктуру для пограничников. С лета прошлого года завершение строительства передали госкомпании Valsts nekustamie īpašumi, ведущей аналогичные работы на белорусской границе. Кроме военных, привлекли частные компании. Заключено 14 договоров с шестью фирмами. В приоритете завершение инфраструктуры и строительство забора там, где его нет, рассказывает член правления Valsts nekustamie īpašumi Елена Гаврилова:
«В ближайшую неделю на приоритетных участках начнут работать компании Citrus Solutions и Hagberg Construction. Они сейчас производят проектировочные работы, остальные строители постепенно начнут приступать до конца июня, с мыслью, что до конца года нужно всё сдать — это задача-максимум».
В следующем году необходимо построить оставшиеся 30 километров забора на сложном участке. Государство уже выделило 50 миллионов евро на приоритетные участки — всего в этом планируется выделить 120 миллионов. В рамках плана антимобильности в этом году НВС планируют потратить 25 миллионов евро.
Как писал Rus.LSM.lv, в марте правительство утвердило план военного укрепления и мер против мобильности на восточной границе.