«Нынешний год, как прошлый, не будет легкий. Но самые негативные сценарии, которых мы боялись, уже не актуальны. Среди самых негативных факторов экономике будет рост процентных ставок и все еще высокая инфляция. Хотя мы видим тенденцию к снижению инфляции — во втором квартале она должна опуститься до однозначного показателя, то есть будет менее 10%», — заявил Д. Гашпуйтис.
Отвечая на вопрос, почему должен замедлиться рост цен, он пояснил, что уже и цены на транспортировку грузов возвращаются к «доковидному» уровню, что во многих категориях промышленных товаров уже нет проблем с поставками (которые были во время Covid-19 и сразу после пандемии), энергоносители тоже дешевеют. Так, газ на бирже уже стоит в разы меньше, чем в середине прошлого года. Это все влияет или будет влиять на коммерсантов и напрямую, и через тарифы энергокомпаний.
«В некоторых отраслях это должно привести к снижению цен. Мы видим, что
на многие промышленные товары тот скачок, который был во втором полугодии 2022-го, себя уже исчерпал. [...] И раньше или позже это отразится и на ценах на прилавках»,
— сообщил экономист.
Он предупредил: не стоит ждать обвала цен на продукты питания. Однако, можно рассчитывать, что в некоторых их категориях рост цен сначала остановится, потом все чаще станут встречаться скидки (т. е. временное снижение), а затем где-то возможно и снижение стандартной стоимости.
«Собственно, и сейчас что-то такое видно в магазинах. Но более существенного снижения цен придется подождать. Это еще вопрос урожая в мире. Если он будет хорошим, то это станет фактором, значение которого будет более ощутимым во второй половине этого года», — продолжил Д. Гашпуйтис.
Впрочем, он подчеркнул: снижение инфляции не означает, что за условные 100 евро можно будет купить то же, что за те же деньги было доступно год назад.
«Инфляция — это рост цен. Цены будут расти, но медленнее. Чтобы мы могли себе за те же деньги позволить себе то же, что и год назад, должна произойти дефляция. Такое тоже возможно, но это только один из сценариев. Но для этого должно произойти более резкое снижение цен на энергоносители, чем нынешнее. И еще вопрос, как будут снижаться цены на продовольствие. Если этот процесс окажется достаточно мощным, мы, возможно, увидим и дефляцию. Но
в сфере услуг, медицины, образовния, парикмахеры — цены если и не будут повышаться, то и падать не будут»,
— пояснил гость «Домской площади».
Но в общем случае восстановление покупательской способности должно произойти не за счет общего снижения цен, а за счет того, что зарплаты будут опережать инфляцию. Но не у всех.
«Поэтому государству следует продолжать поддерживать определенные социальные группы», — заключил Д. Гашпуйтис.
Как сообщал Rus.LSM.lv. годовая инфляция в Латвии, которая и до вторжения РФ в Украину была высокой, ускорилась после февраля, а с июля она превышает 20%, что является самым высоким показателем с конца 1990-х. Однако, как недавно заявил Андрис Бите, президент Латвийской конфедерации работодателей и совладелец рыбоперерабатывающей компании Karavela, в этом году цены на продовольствие (которые являются одним из главных «двигателей» инфляции) должны пойти вниз. Чтобы остановить рост цен, Европейский центробанк недавно в очередной раз повысил ключевую процентную ставку — до 3%, и это может затормозить не только инфляцию, но и рост экономики, считает Дайнис Гашпуйтис.