Помогающим нужна помощь: что происходит с волонтерами и украинскими беженцами на автовокзале

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Сотни беженцев из Украины продолжают прибывать в Латвию практически каждый день. И пока муниципальная и государственная поддержка постепенно уменьшается, помогать им продолжают волонтеры. Которым самим нужна помощь, рассказывает передача «Домская площадь» на Латвийском радио 4.

Помогающим нужна помощь: что происходит с волонтерами и украинскими беженцами на автовокзале
00:00 / 10:28

Небольшое окошко, шариковая ручка, бланки документов, бутылка воды и несколько стаканов черешни -- так выглядит снаружи пункт помощи беженцам из Украины в здании Рижского автовокзала. Ежечасно у окна возникает очередь из людей (зачастую это целые семьи), только что прибывших в латвийскую столицу из зон боевых действий.

Несколько месяцев назад Анастасия сама была такой же беженкой, а теперь работает волонтером в центре помощи общественной организации Young Folks.

«Мы выезжали из приграничной зоны Черниговской области, где жили последние два года. Сама я из Кременчуга. Здесь мы почти два месяца», — рассказывает она.

По ее словам, люди приезжают каждый день (в основном рейсами из Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова) и каждый день меняется уровень нагрузки.

«Вчера, по ощущениям, были сотни человек, а сегодня почти не было людей. Больше всего в первой половине дня или утром. До этого вообще было очень много — до тысячи человек в день доходило. Но это и те, кто здесь остаются, и которые транзитные», — делится она.

Уже полтора месяца (не каждый день) в качестве волонтера в центре Young Folks на автовокзале работает и россиянка Ирина -- в Латвию она переехала еще до начала войны и, по ее словам, в нынешних условиях не смогла остаться равнодушной.

«Ситуация все время меняется. Сначала люди приезжали в основном из Мариуполя, иногда Киевской области. А сейчас идут уже из «ЛНР», «ДНР» — с оккупированных территорий. Люди в довольно тяжелом психологическом состоянии. Мы помогаем им едой, потому что очень многие голодные. Многие уставшие, хотят немного поспать, и мы иногда размещаем их в хостеле на автовокзале. В основном сейчас — последние две недели — нужна еда, гигиенические принадлежности, потому что люди едут вообще без всего, с детьми», — делится она наблюдениями.

Многим таким детям нужна летняя одежда, потому что из Украины они бежали через Россию еще зимой или весной, и летней одежды у них нет.

Но самая большая проблема сейчас — места ночлега для тех беженцев, которые едут через Латвию транзитом (Young Folks занимается в основном этой категорией, так как тем, кто остается в Латвии, все-таки доступна кое-какая помощь от государства). Их волонтеры отправляют в Лиепаю на паром до Травемюнде, но, по словам Ирины, оператор паромной линии сейчас готов брать до 30 беженцев в день, поэтому часто возникает необходимость разместить новоприбывших на день-три, а то и на неделю — до момента, когда подойдет их очередь.

«У людей нет денег, и это тоже ложится на плечи нашей организации. Мы договариваемся с хостелами. Они идут навстречу, за что им спасибо», — говорит Ирина.

Она отмечает, что сейчас работа волонтеров держится в основном на помощи со стороны рядовых жителей.

«Пошла поддержка снизу. Люди несут еду, чемоданы, вещи, воду, приносят фрукты детям, ягоды»,

— рассказала собеседница Латвийского радио 4. А вот помощи «сверху», по ее наблюдениям, становится меньше.

Еще одна волонтер центра приехала в Латвию из Одессы этой весной. Она отмечает, что помимо гуманитраных проблем, многие беженцы сталкиваются с большими бюрократическими трудностями из-за утерянных документов и потому, что украинский электронный сервис госуслуг «Дiя» со всеми учетными данными никак не интегрирован с европейскими аналогами. И хотя у людей в этой системе могут быть электронные аналоги и паспортов, и водительских прав, и медицинских записей, рецептов на лекарства, за пределами Украины их никак не применить.

Руководитель же Young Folks Александр Морозов констатирует, что никакой серьезной помощи от официальных ведомств практически не осталось и что даже если ведомства подключаются, все у них происходит медленно.

«А у нас каждый день 100-150 человек, которые один-два-три дня находятся в Латвии, едут через Ригу транзитом, и надо их накормить, найти место ночлега, и это надо сделать прямо сейчас»,

— говорит Александр.

При этом, подчеркивает он, было бы уместно, если бы государство или муниципалитет не просто подключились к вопросам, а начали делать то, что делает Young Folks, поскольку управление транзитным потоком беженцев — это не то, чем обычно занимается общественная организация. Но бросить беженцев на произвол судьбы она может.

«Мы за это взялись, потому что не могли пройти мимо. А когда вовлекаешься в это, ты уже не можешь это бросить на полпути. Особенно если знаешь, что люди уже находятся на автовокзале, им надо заплатить за туалет, а у них нет денег, им нечего есть, им негде переночевать, и им придется спать на улице. И это в твоем родном городе!

Какого вообще мнения будут люди, если наш город так их встречает?

Поэтому мы будем всеми силами подключать общество и делать все, что в наших силах», — уверен Александр.

Он также отметил, что очень многим прибывающим нужна психологическая помощь, ведь кто-то из них еще несколько дней назад прятался в подвале от бомбежек, кто-то потерял семью. Но и самим волонтерам, которые им помогают, тоже нужна психологическая помощь — тем более, что их работа требует эмоционального вовлечения. А искать конкурсы, программы, по которым можно было бы получить такую помощь у Young Folks сейчас нет ни времени, ни сил.

«Поэтому если нас кто-то слышит, подключайтесь. Или становитесь нашим ресурсом, чтобы писать в инстанции», — пригласил Александр Морозов слушателей Латвийского радио 4.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное