С кем и зачем встречались кандидаты на пост президента перед выборами

Все три кандидата в президенты на этой неделе были частыми гостями в интервью и дискуссиях различных СМИ, в парламентских фракциях и общественных организациях. Могут ли эти публичные мероприятия на что-то повлиять или это просто театр для народа, а исход голосования решат на собраниях партийных лидеров? Все кандидаты программе De Facto Латвийского телевидения заявили, что к дебатам и встречам с депутатами относятся серьезно. Однако политические процессы каждый оценивает по-разному.

Десять голосов — Элине Пинто, 15 — Улдису Пиленсу («Объединенный список»), 26 — Эдгару Ринкевичу («Новое Единство»). Официально пока на такую поддержку 31 мая смогут рассчитывать кандидаты в президенты в первом туре, поскольку на данный момент только «Прогрессивные», «Объединенный список» и «Новое Единство» пообещали поддержку своим кандидатам, а остальные фракции в Сейме или еще не встречались с кандидатами, или сообщили, что примут решение только перед самыми выборами.

Хотя, к примеру, Элину Пинто в ее день рождения тепло встречали — с цветами и даже песнями — и в «Новом Единстве», и в Союзе «зеленых» и крестьян (СЗК), товарищи по партии Э. Ринкевича поддержку ей, понятное дело, явно не обещали ей поддержки, и трудно поверить, что СЗК после паузы объявят о готовности голосовать за «прогрессивного» кандидата.

Пинто последние недели чаще можно было встретить в поездках по регионам Латвии и пикетах, чем на переговорах с политиками в Сейме. Сама кандидат уверяет, что о выборах в Европарламент, которые состоятся в следующем году, сейчас не думает, и отрицает, что ее нынешняя борьба за пост главы государства — формальность.

«Я открыта и активно встречаюсь с политическими партиями, фракциями, чтобы разъяснить свое видение. Но

у меня есть важное сообщение, которое я хочу донести: наша политика слишком оторвана от людей,

и, в частности, президент должен намного теснее работать с обществом, чем это происходило до сих пор. И вместо того, чтобы говорить об этом из коридоров Риги, я это демонстрирую своими действиями, встречаясь в регионах с молодежью, предпринимателями, представителями СМИ, с разными слоями общества», — говорит Э. Пинто.

Основатель «Объединенного списка», архитектор и предприниматель Улдис Пиленс, который в этом месяце активизировался в сети Facebook, также встречается с политиками, предпринимательскими организациями, профсоюзами, организует мероприятия для молодых архитекторов в Ola Foundation, которым он сам и руководит, на Кипсале. Важную роль в его кампании на этой неделе играл энергетический форум в Сейме, организованный его однопартийцем Андрисом Кулбергсом.

Пиленс себя представляем в основном, как хозяйственника и не согласен с тем, что у президента страны не так уж много возможностей существенно повлиять на экономику.

«У каждого президента свой почерк. Для нынешнего времени нам нужен почерк, который позволит нам собраться в экономическом и социальном плане, потому что сейчас мы в очень сложной ситуации.

И здесь, на мой взгляд, мой опыт может помочь», — говорит он.

Эдгар Ринкевич эти недели продолжал выполнять обязанности министра иностранных дел, побывав в командировках в Исландии и Брюсселе, так что в некоторых мероприятиях (в том же энергетическом форуме в Сейме и заседании парламентской комиссии по мандатам участвовал удаленно. Парламентская фракция его партии, «Нового Единства», встречалась с оставшимися кандидатами, после чего ее руководитель фракции Айнар Латковскис объявил, что у Ринкевича больше опыта, компетентности и готовности для должности президента, поскольку он «не неизвестный и непроверенный».

У De Facto появилась возможность спросить у Ринкевича о собрании в Министерстве иностранных дел, где он в узком кругу встретился с руководством «Нового Единства» и оппозиционных «Прогрессивных» и СЗК. Сообщения об этих встречах взволновали партнеров по нынешней коалиции — «Объединенный список» и «Национальное объединение».

«Я никогда не вру, поэтому и политические консультации не комментирую. Мифические — не мифические, полусекретные — не полусекретные: пусть это останется для моих мемуаров. Но могу сказать, что одна вещь ясна: никакие договоренности, о которых весь город говорит, там не были достигнуты. Но политические консультации — часть выборов, была таковой и останется таковой», — сказал по этому поводу Ринкевич.

На вопрос, спрашивала ли его об этом, как участника упомянутой встречи в министерстве, фракция «Объединенного списка», он ответил отрицательно, отметив, что она самом также проводила встречи в разных форматах с разными партиями.

Получилось так, что Э. Пинто как раз в среду в Сейме встречалась с обоими партнерами «Прогрессных» по упомянутым переговорам в МИДе — «Новым Единством» и СЗК. Она уверяет, что будучи беспартийным кандидатом, в переговоры о правительстве не ввязывается.

«Дискуссии получились содержательными, было много вопросов по широкому кругу тем, и формальными их я бы не назвала. Понятно, что у политических сил помимо выборов президента есть и другие вопросы — о коалиции и дальнейшем сотрудничестве. Я же на наших переговорах разъяснила свою позицию как кандидата в президенты», — утверждает «прогрессивный» кандидат.

Пиленс же встречался с «Новым Единством», с которым у него сложились напряженные отношения еще осенью, когда после выборов шла работа над созданием коалиции. И хотя у «Нового Единства» свой кандидат, он не считает эту встречу проявлением формальной вежливости.

«Определенно никакого театра не было.

Мы очень хорошо понимаем, что выборы проходят турами и результаты, как в соревнованиях, могут быть разными. Поэтому очень хорошо, что господин Ринкевич побывал во фракции «Объединенного списка», чтобы рассказать о своем видении, и очень хорошо, что я побывал во фракции «Нового Единства». Я подтвердил, что было бы безответственно, если кто-то из коалиции в связи с выборами президента занялся бы экспериментами с коалицией. Коалиция работает стабильно», — сказал он.

У самого Пиленса был вопрос к депутатам «Нового Единства» — не следовало ли поговорить с ним самим о том, не может ли он стать кандидатом от всей коалиции, раз Эгил Левитс снял свою кандидатуру. Потому что, пояснил он De Facto, есть большой вопрос, надо ли снимать господина Ринкевича с поста министра иностранных дел, на котором он успешно работает.

Пиленс и другие представители «Объединенного списка» регулярно ссылаются на международные события, из-за которых сейчас смена правительства была бы некстати. В частности, на саммит НАТО, который пройдет летом в Вильнюсе, и президентство Латвии в Совете Европы.

Ринкевич сказал, что развернуто комментировать эту тему не хочет, чтобы не плодить новые интерпретации, но призвал особо не переживать по этому поводу. «Рисовать какие-то страшные сценарии в связи с тем, что изберут меня, господина Пиленса или госпожу Пинто, или не изберут никого, непродуктивно. [...] Посмотрим на европейские демократические страны.

Различные перемены в правительствах, реорганизация происходят все время. Но прошу не интерпретировать этот ответ, как будто я что-то предполагаю»,

— сказал министр и кандидат от «Нового Единства».

Он также отметил, что любой кандидат, если его удастся избрать 31 мая, придет к должности благодаря голосам оппозиции. Международные партнеры поводу Ринкевичу ни о каком беспокойстве по этому поводу не сообщали «и вряд ли сообщат», сказал глава МИД.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное