Открытый разговор

Более сильное объединенное общественное СМИ в следующем году. Чего ожидать?

Открытый разговор

Зачем герои мультиков идут воевать. О мультисимволах и их влиянии на общество

Правительство поддержало поправки к закону об обороте алкоголя. Станем ли мы здоровее?

Станут ли латвийцы пить меньше из-за ограничений — мнения разделились

Чтобы латвийцы меньше выпивали, нужно менять культуру потребления алкоголя в стране, считают гости программы Латвийского Радио-4 «Открытый разговор». В то же время, их мнения касательно более жестких ограничений разошлись.

Ситуация с употреблением алкоголя в Латвии всегда была не слишком хорошей, но сейчас она обострилась, отметил профессор кафедры психиатрии и наркологии Рижского университета имени Страдиня, руководитель амбулаторного центра Рижского центра психиатрии и наркологии Veldre, президент Латвийской ассоциации психиатров Марис Таубе. По его словам, 12 литров абсолютного алкоголя, которые в среднем за год употребляет один взрослый латвиец, эквивалентны 24 бутылкам водки. Тому, что латвийцы стали больше выпивать, способствовала пандемия, во время которой люди с помощью алкоголя пытались снять тревогу, сказал Таубе.

«С этой пандемией и всей ситуацией люди стали как-то, может, больше, неправильно выпивать, может быть, как-то “лечиться” алкоголем, скажем так. Это немного настораживает. (…) за 30 лет как-то мы, наверное, не научились правильно употреблять алкоголь».

Любой алкоголь — это, по сути, депрессант, вызывающий привыкание, хотя все может начаться с одного бокала, подчеркнул профессор.

«Всегда говорю людям, что нужно пить тогда, когда тебе хорошо, в компании, и не пить, когда плохо, когда хочется алкоголем каким-то образом лечить себя»,

— сказал Таубе.

Он подчеркнул, что алкоголизм очень трудно лечится. Для этого нужна сильная мотивация, которая часто появляется у человека лишь тогда, когда он уже все потерял.

Несмотря на то, что во время пандемии люди и правда стали больше выпивать, на дистанции ситуация улучшается, заявил исполнительный директор Латвийской ассоциации алкогольной отрасли Давис Витолс.

В качестве аргумента он привел данные Центра профилактики и контроля заболеваний (SPKC), согласно которым по сравнению с кризисом 2009 года среди молодых людей (18-35) заметно уменьшилась доля тех, кто выпивает чрезмерно (тогда — 4-5%, сейчас 1-2%). Кроме того, по подсчетам самого Витолса, реальное среднее потребление алкоголя одним латвийцем в году составляет не 12 литров, а 11,5 (как во Франции). Статистику Латвии «портят» приграничные магазины алкоголя, в которых часто закупаются финны и эстонцы.

Говоря о портрете чрезмерно выпивающего латвийца, гости программы отметили, что, по статистике, это мужчина 45-55 лет. Витолс добавил, сославшись на данные SKPC, что почти половина (45%) всего выпитого в Латвии алкоголя выпивается 5% латвийцев.

Марис Таубе выразил мнение, что нынешние ограничения, касающиеся алкоголя, слишком мягкие.

Он считает, что алкогольные напитки должны быть дороже и продаваться в отдельных закрытых магазинах. Выгода государства от уплаченных налогов от продажи алкоголя не соизмерима с вредом, нанесенным им здоровью латвийцев, отметил профессор.

По мнению же Дависа Витолса,

чтобы люди пили меньше, нужно менять культуру потребления алкоголя, ведь это будет эффективнее, чем просто вводить ограничения.

В качестве примера Витолс привел Литву, где пару лет назад стали активно вводить ограничения и поднимать акцизы, но официально литовцы продолжают пить больше, чем латвийцы, при этом активно закупая алкоголь в ту же Латвию или Польшу, где алкоголь еще дешевле.

«Мы считаем, что ограничения сами по себе точно не помогают. Мы считаем, что нужно стараться поменять культуру потребления алкоголя. Конечно, это нельзя изменить за один, два или три года, но мы должны стараться это сделать».

Витолс отметил, что во время ограничений, введенных во время пандемии, продажа алкоголя росла или же падала незначительно. Говоря о возможных новых ограничениях, которые коснутся алкоголя, представитель отрасли подчеркнул, что

крайне важно через какое-то время оценить эффективность ограничений,

так как до сих пор эффект от прошлых запретов не был проанализирован.

«У нас ничего не анализируется. Мы просто идем дальше. Мне кажется, что мы каждый раз говорим, что все плохо и идем дальше. Но мы не отслеживаем, что было, и что работает, а что нет».

Латвийские запреты, касающиеся алкоголя, похожи на эстонские, где большого эффекта от них нет. Большого эффекта от запретов не видно и в Литве, отметил Витолс.

Говоря об акцизах, он сказал, что в Латвии, и так дорогой алкоголь, а налоги по отношению к средней зарплате почти такие же как в Швеции и Финляндии. В Германии и Италии, по словам Витолса, акцизный налог намного меньше, чем в Латвии, хотя зарплаты там гораздо больше.

Представитель отрасли также пояснил, что если вводить специальную маркировку для алкогольных напитков, то нужно вводить ее во всей Европе. В противном случае это создаст большие проблемы импортерам, которым придется у каждого производителя запрашивать отдельно информацию об ингредиентах.

Как писал ранее Rus.LSM.lv, после двух лет попыток согласовать поправки по сокращению доступности алкоголя на стол правительства поступил документ, который на самом деле согласован не полностью, сообщила программа Латвийского телевидения de facto. Глядя на дискуссии в правительстве, возражения со стороны рекламной отрасли, работодателей, торговцев и производителей, трудно прогнозировать, как на деле будет выглядеть законопроект, когда (и если) его примет Сейм.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще