Когда все трое кандидатов на пост президента – Улдис Пиленс, Элина Пинто и Эдгар Ринкевич – прибыли, поздоровались и уселись в секторе для гостей зала заседаний Сейма, начались дебаты. Депутаты «Прогрессивных» всячески хвалили своего кандидата Пинто. Поддержку Пиленсу обещали представители выдвинувшего его в кандидаты «Объединенного списка» и многие депутаты партии «Латвия на первом месте». В свою очередь, о выдвинутом «Новым Единством» Эдгаре Ринкевиче положительно высказался лишь его однопартиец Айнарс Латковскис – остальные депутаты партии на трибуну не поднимались.
Поэтому наибольший интерес присутствовавших вызвало выступление лидера второй по величине фракции – Союза «зеленых» и крестьян (СЗК) – Виктора Валайниса. Он говорил и о геополитической ситуации, и о внутриполитических проблемах, к решению которых должен быть привлечен президент, но в конце речи так и не раскрыл карты, сохранив интригу до объявления первых официальных результатов.
Ринкевич сразу же после дебатов отправился с советниками в Министерство иностранных дел. Позже он пояснил De facto, что ходил пообедать. Улдис Пиленс сказал передаче, что чувствует себя хорошо в ожидании результатов, но сопровождавший его руководитель Лиепайской партии Улдис Сескс так оптимистично не выглядел. Пинто же казалось абсолютно расслабленной, а на вопрос об ожидаемых результатах отвечала, что нужно дождаться официальных результатов, а не гадать на кофейной гуще.
После первого тура выборов Ринкевичу отошли 42 голоса «Нового Единства» и СЗК. Пиленс получил 25 голосов от «Объединенного списка», «Латвии на первом месте» и внефракционного депутата Глории Гревцовой. За Пинто проголосовали лишь 10 депутатов – фракция «Прогрессивных». Ни один из политиков не набрал нужного для победы 51 голоса, а потому депутатам было предложено повторно проголосовать за тех же депутатов.
Пиленс, комментируя эти итоги голосования, заявил, что не слишком удивлен, поскольку «сплетни, которые ходили, очевидно воплотились в какой-то реальный результат». Политик говорил о ценностях своей партии, а также выразил удовлетворение, что за него проголосовали те, кто обещал это сделать.
Уже первый тур показал, что партия «Стабильности!» голосует против всех, а Национальное объединение в голосовании не участвует.
Результаты не изменились и после второго тура голосования. И Пинто, как набравшая меньше всех голосов кандидат, выбыла из борьбы. Выборы превратились в дуэль Пиленса и Ринкевича.
«Прогрессивные» не раскрывали, что будут делать после того, как выбыл их кандидат. А заместитель главы фракции СЗК Аугуст Бригманис не скрывал, что и в третьем туре партия будет голосовать за Ринкевича, отмечая, что тот – профессиональный политик и специалист во многих областях, имеющий большой опыт работы с зарубежными структурами, включая Евросоюз и НАТО.
В ожидании третьего тура промежуточные результаты прокомментировал и Ринкевич, который признал, что не был уверен, что за него проголосует вся фракция СЗК.
В третьем туре Ринкевич набрал 52 голоса и был избран следующим президентом Латвии. За него проголосовали «Прогрессивные». Таким образом, за него отдали голоса представители всех трех партий, чье руководство три недели назад встречалось в Министерстве иностранных дел, что встревожило нынешних партнеров по правительству «Нового Единства».
Сопредседатель «Прогрессивных» Андрис Шуваев признал, что «план Б» на случай, если Пинто выпадет из борьбы, был определен заранее, о чем были проинформированы и другие члены партии. «Учитывая, что «Прогрессивные» впервые участвовали в таких выборах и это было важное для нас решение, за день до этого мы провели заседание правления, на котором рассказали членам о своем решении и объяснили мотивацию. Другим партиям – нет».
Спикер Сейма от «Объединенного списка» Эдвард Смилтенс в разговоре с De facto опроверг версию, что нынешнюю политическую ситуацию создал сам «Объединенный список», отказавшийся голосовать за переизбрание Левитса.
«Сегодня я могу сказать – мне в декабре-январе было понятно, что нет плана, при котором Эгил Левитс большинством голосов становится президентом Латвии. Каждая партия уже планировала выдвигать своего кандидата. К тому же, у нас были обязательства перед избирателем – мы обещали, что выдвинем своего кандидата, и мы это сделали. И «Единство» тоже выдвинуло своего кандидата», - сказал Смилтенс.
Председатель фракции «Нового Единства» Айнар Латковскис, в свою очередь, заявил, что именно он, а не представители Национального объединения, ходил во фракции «Прогрессивных» и СЗК, чтобы обсудить поддержку Левитсу. При этом, говорит он, уверенности в победе Ринкевича не было даже за день до выборов: «Были ли за последние дни попытки обсудить с депутатами моей фракции извне? Да, были. (..) Я не буду называть имена. (..) В этот раз у той стороны, которая была заинтересована что-то-то сорвать, был просто интерес, чтобы конкретный депутат не пришел на заседание или чтобы не голосовал. Даже не нужны были голоса в пользу кого-то из наших конкурентов».
Латковскис говорит, что сперва такая информация появилась в переговорах с другими фракциями, но он воспринял ее со скепсисом. Но получив подтверждение от коллег, он понял, что «интерес к тому, чтобы наш кандидат не был избран, высокий». Впрочем, с утра, говорит Латковскис, ситуация изменилась, и даже говоря с другими фракциями, которые не поддерживали Ринкевича, возникла уверенность, что эти 52 голоса будут.
Латковскис сказал лишь, что интерес к выборам президента был со стороны «бывших политиков». Неофициально несколько источников De facto упоминали «улицу Дзирнаву» - на латвийском политическом жаргоне под этим обычно подразумевают экс-премьера Андриса Шкеле, поскольку на этой улице находится его бюро.
Как писал Rus.LSM.lv, 31 мая Сейм избрал президентом Латвии Эдгара Ринкевича из партии «Новое Единство», который до того много лет возглавлял МИД. Так как президент должен быть политически нейтральной фигурой, Ринкевич уже подал заявление о выходе из партии.
Новый президент пообещал приложить усилия для укрепления сплоченности общества, что неразрывно связано с внутренней безопасностью. Он также выразил намерение не упускать из поля зрения и состояние экономики, и вопросы развития народного хозяйства.