В здании в Старой Риге на улице Вецпилсетас в годы Атмоды (национальное пробуждение в конце 1980-х — начале 1990-х) находилась штаб-квартира НФЛ, который привел Латвийскую Республику к ее независимости. Лидером Атмоды и первым главой НФЛ был как раз Дайнис Иванс, который сейчас уже много лет живет на хуторе Иваны под Плявиняс, пишет там книги, изредка выезжает в латвийскую столицу.
Сейчас был отличный повод приехать в Ригу — накануне Дня независимости Латвийской Республики в бывшей штаб-квартире, где уже много лет музей НФЛ, состоялась церемония «Пианино свободы», во время которой от Катрины Гупало и Андрея Осокина музею было передано старое пианино «Украiна», которое дополнило экспозицию музея, изибилующую историческими документами и раритетами — начиная от документов, подписанных первым председателем Верховного Совета Латвийской Республики (именно он 4 мая 1990 года провозгласил восстановление независимости страны) Анатолия Горбунова до свитера Дайниса Иванса, который лидер НФЛ надевал в пору баррикад января 1991 года.
Что до пианино, то, как рассказал Rus.LSM.lv господин Осокин, оно было установлено 27 марта этого года на площади напротив посольства РФ в Риге.
«За эти девять месяцев в Латвии побывали с концертами многие артисты из Украины, и практически все они перед своими выступлениями приходили и играли на этом стареньком инструменте, который мне передала в дар семья Спрогисов. Теперь можно прийти в музей, дотронуться до него и даже сыграть».
Удивительно, но старый инструмент, стоявший при любой погоде под открытым небом в Риге, до сих пор звучит. Сейчас Андрей исполнил на нем «Меланхолический вальс» Эмиля Дарзиньша.
В свою очередь, Катрина Гупало сказала, что «культура и интеллект — это ценности, которые могут помочь преодолеть тьму, агрессию и тоталитаризм».
А господин Иванс особо отметил, что более тридцати лет назад, в те судьбоносные годы, когда Латвия боролась за восстановление своей независимости, была весьма важна поддержка других народов и стран.
«Путь к свободе продолжается, и тот же народ Украины сейчас борется не только за свою свободу, но и за свободу Европы — против врага, который, если бы он только мог, с удовольствием вторгся бы и в Латвию», — говорит он.