«Дрыгва — по-белорусски «болото», вообще в белорусском языке около 25 слов, обозначающих болото. Эта инсталляция готовилась мною для белорусского павильона Венецианской биеннале-2022, тема подбиралась с учетом общей темы биеннале The Milk of Dreams — молоко мечтаний, молоко сновидений. Я должна была с этой работой быть в Венеции, но получилось так, как получилось — мне по политическим причинам отказали, Беларусь в этом году в биеннале не участвует.
Появилась возможность выставиться в Центре Ротко, который я очень люблю и в котором регулярно бываю. Глубоко символично, что первый показ происходит здесь, Марк Ротко — мой любимый художник, и Даугавпилс — рядом с Беларусью, у меня на Браславских озерах есть дом. Я эти места особо чувствую и хорошо знаю», — поделилась с Rus.LSM.lv Мария Гвардейцева.
Концепцию инсталляции художница комментирует так:
«Почему болото? Когда я думала о том, что является «молоком» — первоисточником мечтаний — для белорусов, то думала о болотах. Беларусь — самая заболоченная страна в Европе, белорусские болота играют очень важную роль в увлажнении европейского воздуха. Болото рождает состояние между — ты не можешь думать о прошлом и будущем, ты весь в настоящем, думаешь, как ногу поставить, как выжить, уцелеть… Болота — это и кладезь мифологии, особых историй и сказаний, в них всегда есть какая-то тайна. Белорусские болота останавливали врагов во все века. Всё это мне было очень интересно исследовать.
С другой стороны, интересны истории женщин, живших на болотах, вдохновлявшихся ими. Это художница Алена Киш, скульптор Елена Скирмунт, которая больше известна в Польше, писательница Анна Струнская и другие. Они все жили на территории современной Беларуси. Еще мы собрали истории травниц, шептуний, женщин, занимавшихся декоративно-прикладными практиками — ведь стать профессиональными художницами могли единицы, не было возможности развиваться в прошлые века. Моя инсталляция включает портреты этих женщин.
Мы записали также «болотную» песню начала ХХ века, посетители инсталляции ее слышат — о девушке, которая пришла на болото топиться, потому что мама выдала ее за нелюбимого… Есть и запись шептания — в Беларуси сохранилась такая архаичная форма врачевания — зашептывание, и мы нашли именно «болотное» шептание в районе Полесья. Оно «лечит» от безумия, я его немного творчески переработала, создав шептание против безумия мира. Болотных ароматов тоже добавили.
Пол инсталляции сделан из особого поролона, позволяющего почувствовать эффект погружения в болото — есть кочки, форма в целом очень неровная, ноги вязнут… Использовали реальные фотографии белорусских болот — буквально две недели назад делали съемки с помощью дронов. Каждый может пройтись, погрузиться, послушать — почувствовать, как нестабилен мир сейчас, и вернуться к себе».
Rus.LSM.lv на собственном опыте испытал весь спектр погружения в «дрыгву» — мощно отвлекает от суеты и, действительно, заставляет задуматься о чем-то важном и глубоко личном. К сожалению, обычные фотографии не могут в полной мере передать атмосферу этой мистической инсталляции.
Мария Гвардейцева называет себя гражданкой мира: «Я родилась в Минске, но за последние 15 лет прожила в Беларуси года полтора, не больше. Жила в США, на Мальте, около четырех лет в Латвии. Очень люблю Юрмалу. В данный момент начинаю учебу в Лондоне по программе «Искусство и политика». Возвращаться на родину в ближайшее время не собираюсь и очень надеюсь на оптимистический сценарий в Беларуси».
Инсталляция «Дрыгва. Вдох — выдох» открыта до 30 сентября.