Оставаться Джоном Малковичем. Выставка в Риге

В Купольном зале Латвийского Национального художественного музея открылась выставка «Сандро Миллер. Малкович, Малкович, Малкович: посвящение мастерам фотографии». Экспозиция, под стать работам С.  Миллера, получилась изысканно черно-белой: яркие стены, контрастные отпечатки, но при этом — свободная атмосфера чердака.

ПЕРСОНЫ

Джон Гэвин Малкович (1953) — американский актер, снявшийся в сотне фильмов, режиссер (три фильма и три спектакля), сценарист (два фильма) и продюсер (14 фильмов). В данный момент ставит в рижском театре «Дайлес» спектакль по пьесе Тома Стоппарда «Леопольдштадт».

Сандро Миллер (1958) — американский рекламный фотограф и портретист, обладатель престижного приза Lucie Foundation в категории International Photographer of the Year (2015), автор персональных выставок, прошедших по обе стороны Атлантического океана. Представленная в Риге серия, завершенная мастером в 2014 году, стала, возможно, самым известным — активно выставляемым и тиражируемым проектом С. Миллера.

Это ироничный проект. Но иронизируют авторы ни в коем случае не над теми, в кого переодевается Джон Малкович и чьи фотографии цитирует Сандро Миллер. Они иронизируют над собой — взрослыми дядями, готовыми устроить театр на ровном месте и просто так, без драматургов, контрактов и гонораров. Из родных для Джона атрибутов оставляют не многое — свет, грим, костюмы, главное, что позволяет делать на кого-то ссылки. И веселиться, но деликатно, так, чтобы нам и в голову не пришло адресовать улыбки прототипам. Нет, только им — Сандро и Джону, Джону и Сандро. Чтобы мы оценили, как ловко и тонко они сыграли самих себя — тех, кто играет и жить без этого не может. При том что выступили все — и Сандро Миллер, и Джон Малкович, и Мэрилин Монро, и Энни Лейбовиц.

Изображая героя, Джон Малкович не превращается здесь в другого, а остается собой, каким мы его еще не знали, — дурашливым озорником, настоящим мужчиной, а они, как известно, не взрослеют. Внешность у Дж. Малковича удивительная — лицо, готовое трудиться, меняться и в то же время не согласное утрачивать индивидуальность. Впрочем, ссылаясь на знаменитые портреты знаменитостей (актеры, художники, музыканты, писатели, ученые, политики), Сандро Миллер, с одной стороны, не позволяет нам забыть чужие фотошедевры, а с другой — добивается от друга фантастических преображений. Джон Малкович умеет быть красавицей, а мы не знали.

Работы Сандро Миллера сопровождаются миниатюрными вариантами известных портретов — тех самых, по поводу которых Сандро и Джон затеяли собственное озорство. Посетитель почитал об авторе исходника — классике фотоискусства ХХ века, сравнил с современным почти повтором, отметил: здесь другой наклон головы, в отпечатке рядом — «пережатые» эмоции, а дальше и вовсе другой «глазной набор»… И уверился: повторить оригинал — дело, конечно, хитрое, но пойти на то, чтобы копия стала продолжением оригинала, работала на разлом границ, на развитие, выводила из прошлого в настоящее, — дело гораздо более хитрое, достойное не копииста, но художника.

Выставка «Сандро Миллер. Малкович, Малкович, Малкович: посвящение мастерам фотографии» (Sandro Millers. Malkovičs, Malkovičs, Malkovičs: veltījums fotogrāfijas meistariem) будет открыта по адресу: улица Яна Розенталя, 1, до 29 октября. Проект реализован в содружестве с компанией diChroma photography (Мадрид) при поддержке посольства США в Латвии, Nākotnes atbalsta fonds, ООО Bormio и Дмитрия Крупникова.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное