Сто килограммов вещей на 17 лет. Выставка в Даугавпилсе

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Когда супругов Плявениексов — Густава и Вилму — вывозили из Даугавпилсской крепости, где они жили, то «добрые товарищи» дали много времени на сборы и разрешили взять с собой 100 килограммов вещей. Вилма захватила и духи, и французские помады — их потом выменяла на сливочное масло. Может, благодаря маслу и выжила, одолела туберкулез.

В Даугавпилсском краеведческом и художественном музее открылась выставка «Судьбы людские: сквозь даль времен» (Ļikteņstāsti: pāri gadu tālēm), созданная в сотрудничестве с Латвийским музеем оккупации и приуроченная к 80-летию депортаций 1941 года.

Основа камерной экспозиции — вещи уже упомянутых супругов и позже вдовы Вилмы, а также письма и фотографии из семейного архива.

«Вилма и Густав познакомились в Даугавпилсе и в начале 30-х годов поженились. Густав был капитаном 11-го Добельского пехотного полка, Вилма работала кассиром в ссудно-сберегательном обществе. Она сравнительно недавно приехала в Латвию: до этого жила в России, школу закончила в Воронеже, потому что ее отец, Янис Дзенитис, горный инженер, получивший образование в Москве, служил в разных российских городах. В семье росло пятеро детей, когда Дзенитисы уже в советской России отправлялись на очередное место назначения — на северный Кавказ. В дороге Янис подхватил холеру и умер под Самарой. Его вдова Мария осталась одна с детьми и не отказалась от предложения сестры покойного мужа, латышской писательницы Эмилии Прусы взять на воспитание двух ее девочек — Вилму и Эвелину. Так сестры оказались в Латвии, а Мария с остальными детьми осталась в России», — рассказала Rus.Lsm.lv руководитель исторического отдела Даугавпилсского краеведческого и художественного музея Валентина Славковская.

Жили Плявениексы небедно: оба работали. Детей в семье не было, но была прислуга. Развлекались вполне «буржуазно»: балы, концерты классической музыки, теннис, чтение. Вилма очень любила романы Льва Толстого.  Густав в ноябре 1940-го оставил военную службу и ушел на «гражданку».

Четырнадцатого июня 1941 года жизнь круто изменилась. Супругов сразу разделили, но пообещали встречу, когда приедут на новое место. И они поверили, даже чемоданами обменялись. Так

у Вилмы оказалась офицерская шинель мужа: в Сибири на лесозаготовках очень пригодилась

— из нее получилась хорошая рабочая одежда. Обещали еще, что Вилма в России сможет встретиться с матерью, братом, сестрами.

«На самом деле Густава сразу отправили в Вятлаг. Есть документ, что Плявениекс умер 10 ноября 1942 года. Вилма узнала об этом только в 1944-м. Ее депортировали в Красноярский край на станцию Решоты, там она работала в химлесхозах — крупных комплексах по заготовке леса. Вот ее пила и топор, она их привезла, когда в 1958-м вернулась в Латвию. В письмах писала, что часто работала в тайге одна — в радиусе трех километров никого не было, а из зверей только зайцы попадались. Позже Вилме удалось устроиться в контору — она еще в Латвии болела туберкулезом, в Сибири ей дали инвалидность и более легкую работу. Думаю, что на лесозаготовках с таким диагнозом Вилма долго не продержалась бы», — говорит Славковская.

Даугавпилсская kundze научилась выживать: золотое кольцо выменяла на картошку, духи, помады и прочие атрибуты «красивой» жизни — на масло. Выменяла семена, стала выращивать овощи. Сохранились воспоминания, что делилась урожаем, кормила сирот.

«Вилма писала много писем. С одной стороны, матери и брату с сестрами в России. Они ей немного помогали, кое-что присылали — сами жили скромно. С другой стороны, после 1944 года из Риги стала писать младшая сестра Эвелина. Письма на двух языках, брату Вилма часто писала по-русски, даже называла его — Валдиса — Владимиром. Они стали достоянием сразу трех музеев — нашего, Музея оккупации и Национального музея истории, благодаря сыну Эвелины, племяннику Вилмы Юрису Саулгозе; он изучил и систематизировал семейный архив и разделил его между тремя музеями.

И да — сохранилось очень много вещей. После событий 14 июня Эвелина из Риги приехала в Даугавпилс и забрала многое — серебро, кузнецовский фарфор, курительные принадлежности Густава, теннисные мячики и т. д.  — это сейчас можно у нас увидеть в экспозиции.

Вилма, вернувшаяся в Латвию в 1958-м, тоже привезла большой багаж — пила, топор, доска для стирки, калоши, самопальный кипятильник — нагревательный элемент сделан из лезвий бритвы, самодельные вешалки для одежды. Люди, пережившие Сибирь, не знали, что ждет их на новом месте,

и на всякий случай везли всё», — поясняет глава исторического отдела.

В. Плявениеце, как и мечтала, воссоединилась с семьей — в Ригу, где жила Эвелина, приехали брат Валдис и сестра Луция. Умерла Вилма в 1987 году.

«Мы не просто хотели рассказать еще одну семейную историю. Главное в нашей концепции — эмоциональный собирательный образ. Вещи рассказывают, как раскололась счастливая жизнь, и благополучие сменилось разрушением», — заключила В. Славковская.

Выставка работает до 30 ноября. В ближайшие дни — 18, 19 и 20 июня — в рамках Праздника города ее, как и все остальные экспозиции музея, можно осмотреть бесплатно.

  • Rus.Lsm.lv и автор благодарят за помощь и информационную поддержку исторический отдел Даугавпилсского краеведческого и художественного музея и лично Валентину Славковскую.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное