Латгалия — это место, где можно заработать и неплохо заработать, считает член правления компании по металлообработке из Даугавпилса BM Industrial Сергей Кумейский. Предприниматель отмечает, что для них найти специалиста большая проблема.
«К примеру, сварщики. Наши датские коллеги ищут сварщиков. Платят больше 700 евро. Никто не стоит в очереди. Мы ищем технолога, предлагаем намного больше, чем 700 евро. Не стоят люди в очереди. Ищем строителей, предлагаем больше 700 евро. Не стоят в очереди. Ищем электриков, но не стоят в очереди. Ни за 700, ни за 800, ни за 900… Людей просто нет».
В итоге в компании приняли решение не гнаться за увеличением объемов, так как обязательства, которые они возьмут на себя, не кому будет выполнять. «Мы приняли решение, что берем столько, сколько мы сможем переварить и не расширяться. Видим, что у нас работы на 10 человек, но берем на двоих, а остальное пытаемся перепродать, чтобы потом, когда у меня не будет работы, мне не пришлось этих людей увольнять. Если я постоянно буду то сокращать, то набирать, ко мне люди перестанут идти».
Специалисты высокого класса уже давно знают себе цену и не цепляются за предложенное рабочее место. Они постоянно ищут варианты не только в пределах Даугавпилса, но и с легкостью перебираются в другие самоуправления или покидают страну.
Если средняя брутто-зарплата в Латвии составляет около 1000 евро, то в Латгалии это примерно 700 евро. На французском предприятии Axon cable, которое работает в Даугавпилсе более 15 лет и занимается производством кабельных соединений, нехватку специалистов связывают именно с низкой средней зарплатой, рассказывает координатор по маркетингу предприятия Инета Печонка.
«Одна из больших проблем, почему у нас нехватка работников, — это средняя заработная плата. В Латгальском регионе не готовы работать за зарплату чуть больше минимальной. У нас средняя зарплата от 500 до 700 евро».
Axon cable для решения проблемы сотрудничает с вузами, а также ищет ресурсы в других регионах. «Очень тесно работаем с Даугавпилсским университетом, с РТУ, если речь идет о высококвалифицированных сотрудниках, то очень много выпускников на базе этих университетов. Что касается операторов, то это менее квалифицированная работа. Мы работаем над этим вопросом. Ищем работников за пределами города. Пытаемся придумать социальные программы — организуем транспорт, предоставляем жилье и другие социальные гарантии».
Конечно, у каждого предприятия своя специфика. В одних отраслях оплата труда растет вне зависимости от региона, а в других серьезного роста не наблюдается. Кроме того, продолжает Кумейский, предприниматели стараются привлекать граждан третьих стран, чтобы хоть как-то решить проблему кадрового голода.
«Партнеры в этом месяце привезли 30 человек, которые не являются европейскими гражданами. Вроде таджики. Тридцать таджиков работает в Латгалии. Не в нашей компании, а у партнеров. У нас работали украинцы — пять человек. Сейчас мы отказалось, но пять украинцев работало».
Тем не менее, есть другой взгляд на проблему, который озвучила руководитель исследовательской группы Фонтес Анта Праневич. По ее мнению, в регионах найти рабочие руки намного легче, чем в Риге.
«Если в июне в Риге уровень безработицы составлял 3,2%, то в Латгалии он был намного выше. Рост зарплат в Риге связан именно с нехваткой [кадров], все заняты, необходимого специалиста сложно найти. В Латгалии ситуация другая — там уровень безработицы выше и найти работников легче, поэтому и уровень зарплат ниже».
Экономист банка Латвии Иева Опмане отмечает, что зарплаты в Латгалии составляют около 70% от среднего размера оплаты труда в стране, и эти пропорции существуют уже более десяти лет. На вопрос, как решить эту проблему, ответа нет.
«Все специалисты стремятся в Ригу или в те места, где им гарантируют высокую зарплату. Однако необходимо, чтобы происходило равномерное развитие регионов. Конечно, один из вариантов — предлагать более высокую оплату труда, но это зависит от возможностей предприятия. Кроме денег, мотивирующим фактором может служить рабочая обстановка, коллектив, дополнительные возможности. Да и не все люди хотят жить в Риге. Есть такие, кому важно жить и работать в родном крае».
Сейчас в Латвии наметилась тенденция — поиск сотрудников в других регионах. Обычно работодатель предлагает транспорт и жилье. Однако мобильность внутри страны у жителей регионов слабо выражена.