Отдельным семьям придется покинуть свои квартиры в течение полугода, потому что они потеряли законное основание для получения принадлежащей самоуправлению квартиры в аренду — например, если квартира когда-то была отдана в помощь многодетной семье, а теперь дети уже давно достигли совершеннолетия. Части арендаторов сказано, что через 6 месяцев квартиру нужно будет покинуть, а еще часть жителей даже после разговора с самоуправлением все еще не понимает, что происходит. Жительница Екабпилса Сармите беспокоится о будущем:
«В двухкомнатной квартире мы живем с 1999 года. Мой сын — инвалид 1-й группы, есть статус нуждающихся. Неделю назад я получила звонок из самоуправления, что мне нужно прийти, перезаключить договор об аренде. На какой срок теперь заключат договор, мне сказать не смогли, и вообще — разрешат ли нам остаться здесь, в этой квартире, тоже не смогли сказать. Но пытались сказать, что нам стоило бы выкупить эту квартиру. Я объяснила, что у нас нет таких средств, чтобы купить. Пока мы ждем ответа. И это вызывает сильное беспокойство».
Арендаторы в недоумении: почему нельзя продлить договоры об аренде — особенно потому, что многие добросовестно платили арендную плату и вовремя оплачивали коммунальные счета. В самоуправлении Екабпилсского края поясняют, что в государстве изменилось законодательство, поэтому договоры и пересматриваются. Части арендаторов в течение полугода нужно будет покинуть квартиры, потому что у них больше нет правовых оснований снимать квартиру: например, если квартира в свое время была выделена как помощь многодетной семье, а сейчас дети уже достигли совершеннолетия. Ситуацию прокомментировал председатель комитета развития и народного хозяйства Екабпилсской краевой думы Айнар Василис.
«Нужно понимать, что помощь в решении квартирного вопроса — это временный вопрос. Мы дали квартиру, но тебе нужно решать этот вопрос. Законодательство и говорит, что нужно решать. Как любая помощь, она в один момент начинается, в другой момент заканчивается».
Заместитель председателя думы по вопросам здоровья и социальных услуг Айвар Ванагс отмечает, что самоуправление как владелец квартир может принимать решение о выселении арендаторов.
«Почему, например, если я арендую квартиру у частного лица, я осознаю, что эта квартира — не моя? Я думаю, как поступать дальше: либо приобретать собственность самому, либо продолжать арендовать, знаю, что однажды арендодатель может сказать — убирайся, я больше тебе не буду сдавать. Примерно так же — у самоуправления. Самоуправление дало квартиру, помогло тебе — а ты взял и понимаешь, что квартира эта тебе не принадлежит».
В Министерстве экономики поясняют, что, возможно, самоуправление не до конца поняло изменения в законодательстве. Новое регулирование не относится к квартирам, которые выделены как оказание помощи в решении квартирного вопроса, объясняет директор департамента жилищной политики министерства Мартиньш Аудерс.
«Закон не предусматривает никаких правил перехода — что делать с уже заключенными договорами, которые заключены в соответствии с законом о помощи в решении квартирного вопроса. Поэтому самоуправление не может требовать пересмотра ранее заключенных договоров, заключенных в соответствии с данным законом. Основная цель закона направлена на будущее, на новые правовые отношения».
В Министерстве отмечают, что для самоуправления нет обязательного требования пересматривать и те договоры аренды, которые заключены на съем квартир, не выделенных в качестве помощи в решении квартирного вопроса — но у самоуправления есть право это делать, объясняет Мартиньш Аудерс.
«У самоуправления, в принципе, две возможности, что делать с неприватизированным фондом. Оно может повысить арендную плату, во-первых, а второй путь, который, оно, очевидно, и выбрало — установить короткий срок аренды и после его истечения отчуждать эти квартиры. Могу допустить, что это квартиры, в которых, скорее всего, низкая арендная плата, и их нерентабельно содержать».
Арендаторам дается время — 6 месяцев, а также предлагается выкупить квартиры. И хотя местная власть утверждает, что у арендаторов, которые живут в этих квартирах, нет права первой руки, Мартиньш Аудерс это опровергает:
«Это все же не соответствует действительности, потому что в Законе об отчуждении имущества публичного лица говорится, что сначала квартиру предлагают арендатору».
В свою очередь, те муниципальные квартиры, которые выделены людям в качестве помощи в решении квартирного вопроса, вообще не могут быть отчуждены. Можно сделать вывод, что у самоуправления есть право пересмотреть и решить расторгнуть договоры об аренде только тех квартир, которые не соответствуют нормативным актам о помощи в решении квартирного вопроса. Если принимается решение об отчуждении квартиры, то ее в первую очередь следует предложить арендатору, поясняют в Министерстве экономики.