В начале судебного заседания осужденный адвокат Лозе, с чьей подачи Шкеле и был вызван давать показания, указал, что его целью было не устроить олигарху допрос, а получить из его уст подтверждение, что Лозе оказывал ему юридические услуги, и заявление о том, действовал ли Лозе в данном проекте только и единственно в интересах самого Шкеле, сообщает LETA.
Дело о цифровом ТВ. Приговоры обвиняемым:
Адвокат Янис Лозе – 2 года лишения свободы и штраф 36 тыс. евро.
Предприниматель Улдис Кокин – 2 года лишения свободы и штраф 18 тыс. евро.
Сотрудник компании Шкеле Uzņēmumu vadība un konsultācijas Харий Кронгорн – 3 года лишения свободы.
Бывший гендиректор DLRTC Гунтар Спунде – 1 год лишения свободы и штраф 28 800 eвро.
Член правления Kempmayer Янис Сварпстон – 3 года лишения свободы и штраф 25 200 евро.
Член правления Kempmayer Янис Зипа – 2 года лишения свободы и штраф 25 200 евро.
Член правления Kempmayer Андрей Забецкий - 3 года лишения свободы.
Бывший глава LNT Андрей Экис - штраф 43 200 евро, обящан вернуть государству 184 тыс. евро.
Политтехнолог Юргис Лиепниекс – штраф 72 тыс. евро, обязан вернуть государству 184 тыс. евро.
Бывший консультант DLRTC Валдис Пурвинскис - 18 тыс. евро.
Бывший уполномоченный LVRT Ояр Рубенис – 18 тыс. евро.
Бывший уполномоченный LVRT Дидзис Йоновас – 18 000 тыс. евро.
Бывший уполномоченный LVRT Андриан Люблин – 18 000 тыс. евро.
Оправданы бывший член правления Kempmayer Юрис Улманис, председатель совета Interbaltija AG Гинт Банденс, адвокат Мартиньш Квепс, бывший член правления DLRTC Янис Плуме, бывший член правления DLRTC Альфред Яневиц.
Лозе отстаивал интересы Шкеле в получении в данном проекте контрольного пакета – предпринимателю он был интересен только на таких условиях. Что до остальных участников проекта – Лозе следовало самому понять, имеется ли у них конфликт интересов, заявил бизнесмен.
Лозе попросил Шкеле ответить суду, начал ли он оказывать ему юридическую помощь и контактировать с другими лицами в данном проекте лишь после того, как получил поручение Шкеле.
Андрис Шкеле на это пояснил, что в тот момент у него не было никаких сомнений в законности, целесообразности и общественной пользе проекта. Он отметил, что не возражает, если Лозе предъявит суду распечатки банковских счетов за оказанные ему услуги и даст показания, так как, по его мнению, у Лозе есть право защищаться в этом уголовном деле и доказать свою невиновность.
Адвокат осужденного Хария Кронгорна, бывшего консультанта Шкеле, Гуна Каминска поинтересовалась, был ли у Шкеле заключен с Лозе письменный договор об услугах. Предприниматель пояснил, что нет, соглашение было с юридическим бюро, чьим партнером Лозе являлся - для Шкеле он был «протектором» и получал ежемесячно по 5 тыс. долларов США. Именно этому бюро Шкеле поручил управлять своим имуществом, став премьер-министром, потому что закон требовал от премьера отчуждения активов – и Шкеле передал их трасту. Сделку сопровождали аудиторы и юридическое бюро Лозе.
Шкеле пояснил: отношения клиент – адвокат между ним и Лозе в деле о цифровом ТВ имелись только по части обретения Шкеле львиной доли предприятия Kempmayer.
«Не нужно думать, будто у Лозе была на меня монополия», - сказал он. Юристу он доверял далеко не все свои сделки.
Миллионер также подчеркнул, что не вмешивался в отношения Kempmayer с Латвийским центром цифрового радио и телевидения (предприятие Digitālais Latvijas radio un televīzijas centrs). Кронгорну он никогда не давал поручения получить большинство долей капитала в Kempmayer. Договориться об этом было задачей Майкла Нейгла и Лозе.
Шкеле также выразил уверенность: не участвуй он в этой сделке, никто бы ею и не заинтересовался, и «эти люди не сидели бы на скамье подсудимых 14 лет».
На дополнительные вопросы журналистов предприниматель после дачи показаний отвечать отказался.
Как уже сообщалось, 15 мая с.г. суд признал виновными 13 подозреваемых, проходящих по делу о цифровом ТВ. Семь человек получили наказание в виде реального лишения свободы, шести назначили денежные штрафы. Пятеро обвиняемых были оправданы, одно лицо – освобождено от уголовной ответственности. Рассмотрение дела в суде тянулось с 28 августа 2008 года.
Всё началось с того, что в 2002 году дочернее предприятие Государственного телерадиоцентра Digitālais Latvijas radio un televīzijas centrs подписало договор с британской компанией Kempmayer Media Limited о внедрении в Риге и ее окрестностях цифрового телевидения.
Предприятие за труды запросило 53,5 млн. долларов, что, как показалось высшим должностным лицам, невыгодно для Латвии и крайне смахивает на аферу. В итоге было заведено уголовное дело, в рамках которого обвинялись особо приближенные к Андрису Шкеле лица. После долгих разбирательств Стокгольмский третейский суд обязал Kempmayer выплатить DLRTC более 5 млн. латов. Чтобы выполнить этот приговор, совладелец LNT, TV5 и глава совета "За лучшую Латвию" Андрей Экис одолжил фирме Kempmayer 10,4 млн. долларов.
Во время следствия один из обвиняемых - бывший председатель правления LVRTC Марис Паудерс – заболел психическим заболеванием. На этом основании прокурор попросил признать его виновным, но не наказывать. В свою очередь Инара Рудака – скончалась.