Основной инструмент выравнивания и развития регионов – это европейские фонды: Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд и фонд выравнивания, которые в новом периоде планирования 2014-2020 г.г. будут доступны в общем пакете. В европейском понимании вся Латвия представляет один слаборазвитый регион (т.е. такой, где ВВП на душу населения составляет меньше 75% от среднеевропейского). Максимальный размер финансирования программы выравнивания -- 4,51 млрд.евро.
Но вот беда: «поднять» европейское финансирование можно при условии софинансирования со стороны государства и самоуправлений. А тем брать деньги неоткуда. Замкнутый круг?
По мнению министра среды и регионального развития Романа Наудиньша (Национальное объединение), спасение – в перераспределении налогов. 3% от подоходного налога с предприятий должны идти в новый фонд, финансирующий проекты по развитию предпринимательства в регионах.
«Если эта инициатива не будет поддержана, у регионов не будет возможностей для развития», — считает министр.
Именно этого давно добиваются муниципалитеты «на местах». Ведь проведенная 10-м Сеймом административно-территориальная реформа, в ходе которой за счет укрупнения резко, с 526 до 119, сократилось число административных единиц, не решила вопросов справедливого перераспределения доходов между центром и регионами.
В условиях возросшей трудовой мобильности люди уезжают работать в другие города и страны, меняя декларированное место жительства. Нынешняя система, при которой бюджет самоуправлений формируется в основном за счет подоходного налога с населения приводит к тому, что некоторые муниципалитеты вынуждены сидеть с пустыми карманами.
Не удивительно, что предложение перенаправлять в местные бюджеты часть собранного на их территории подоходного налога с предприятий «пробивают» партии, чья политическая база находится в самых сильных самоуправлениях: «Согласие» и Союз «зеленых» и крестьян. Рига, Вентспилс, Елгава и Юрмала получат крупный выигрыш, и за него стоит биться.
В свою очередь, правящая партия «Единство» полагает, что решить проблему можно, утверждая для каждого из пяти регионов свой план развития по примеру плана Латгалии. То есть оставляя вопрос о средствах на усмотрение центральной власти.
Дожили! Латгалию (точнее, наличие латгальского плана развития) ставят в пример Земгале, Видземе и Курземе!
Из совсем никому не нужной бедной родственницы Латгалия вдруг превратилась в Золушку, которой могущественная крестная не прочь поставить из-за границы вполне еще сносную карету. О регионе вспомнили как о «восточной границе ЕС» и готовы ее укреплять (Объединение латвийских регионов).
В программах партий много говорится о развитии дорожной инфраструктуры, возобновлении работы Дорожного фонда. Начать строительство Rail Baltica обещает Национальное объединение, а «Едины для Латвии» предлагают дополнить этот проект ответвлениями на рижский, вентспилсский и лиепайский порты и рижский аэропорт.
На чем еще можно поднимать экономику регионов? Идей хватает. Несомненно, свою положительную роль здесь сыграет развитие альтернативной энергетики, в частности, разработка и эксплуатация местных ресурсов, за что ратуют многие партии. Союз «зеленых» и крестьян предлагает помощь рыболовецким предприятиям и развитие «аквакультур» (устриц, что ли, будем французам продавать?). Партия «Свобода» мечтает о новой сахарной фабрике и увеличении объемов производства льна. О развитии лесного хозяйства и увеличении «добавленной стоимости в деревообработке» говорится в программе партии «Рост». Популярна идея развития экологического и культурного туризма.
Что касается развития сельского хозяйств и защиты интересов крестьян, здесь наиболее развернутыми кажутся предложения экс-премьерской партии «Едины для Латвии». Она обещает «продолжить борьбу за увеличение прямых платежей латвийским крестьянам», сохранение налоговых послаблений за полученные субсидии, национальное софинансирование сельского хозяйства в дополнение к дотациям ЕС, укрепление кооперации и развитие Земельного фонда.
Сытые, зеленые и в тепле. Не так и нереально, пока Европа дает денег. Хватило бы политической воли их пустить в дело.