Впервые с момента подписания в 2015 году договора о создании единой боевой группы были организованы настолько масштабные тактические учения. В задачи многонациональной JEF входит оперативное реагирование на любые конфликты, а также участие в операциях ООН, НАТО и ЕС. Ядро группы — это военные силы Великобритании. Латвию на полигоне под Солсбери представляли военнослужащие 1-го механизированного батальона пехоты механизированной пехотной бригады Национальных вооруженных сил.
В ходе маневров отрабатывалась масштабная спасательная операция, в которой вместе слаженно действовали подразделения из разных стран. Для тренировок навыков действий в городских условиях военные выбрали небольшой пустующий поселок. По легенде, следовало его занять. И латвийские солдаты зарекомендовали себя очень хорошо. Командир 16-й бригады вооруженных сил Великобритании Ник Перри одобрительно отозвался и об их технике:
«Эти боевые машины CVRT очень хорошо подходят к латвийским условиям благодаря своему низкому давлению на почву, низкому профилю и способности к преодолению различных препятствий».
Полковник-лейтенант Джеймс Лейн, глава батальона The Royal Dragon Guards, поделился своими наблюдениями:
«Если честно, они львиную долю освоили самостоятельно. Мы поначалу держались рядом, чтобы показать верное направление, да и тут мы рядом, чтобы при необходимости быть наставниками — но они действительно научились и стали чрезвычайно сильны».
Замкомандира латвийской роты, старший лейтенант Наурис Ятниекс признал: «Сразу скоординироваться так, чтобы можно было нормально оперировать силами в ходе боя — это очень трудно. Союзники сказали, что у нас получилось очень хорошо».
Рабочим языком маневров был английский, и из-за разных акцентов говорящих порой возникали курьезные ситуации.
Командир роты, старший лейтенант Артур Балтайс, отметил, что самым очевидным преимуществом таких учений является «подчеркнутый опыт, полученный в реальных обстоятельствах с вовлечением различных единиц».
Скоро латвийские военные вернутся на базу, «упакуют» свой транспорт и поедут домой. А военная техника отправится в Латвию на морском судне — и прибудет неделей позже них.