Для того чтобы создать такую комиссию, необходимы подписи 34 депутатов, что означает привлечение депутатов от коалиции, что не так просто.
Параллельно дело Домбровскиса расследует и Бюро по борьбе с коррупцией. Возможно, это стало и одной из причин, почему деятельность самого начальника KNAB Ярослава Стрельченка будет расследовать специальная комиссия, для создания которой также нужно согласие правительственной коалиции. Возглавить её может генеральный прокурор.
"Генеральный прокурор в случае необходимости может возглавить эту комиссию. Однако Кабинет министров должен будет конкретно указать, какие нарушения в работе бюро правительство видит. После проверки этих нарушений комиссия сможет решить, соответствует глава KNAB занимаемой должности или нет", - уточнила представитель Генпрокуратуры Уна Реке.
Официально причиной возможного создания подобной комиссии, как уже сообщалось, стал конфликт Стрельченка со своим заместителем Ютой Стрике. Его решения отстранить Стрике от должности не раз отменял глава Кабинета министров, ещё в лице Домбровскиса.
Нынешний премьер Лаймдота Страуюма ("Единство") предположила, что надзор за бюро могла бы перенять специальная парламентская комиссия или даже генпрокурор. Таким образом, подозрения главы бюро в том, что на KNAB оказывается политическое давление, были бы беспочвенными. Бывший глава Бюро по борьбе с коррупцией Алексей Лоскутов ("Единство") считает это излишним:
"То, что закреплено законом, о том, что надзор осуществляется премьер-министром, это достаточно адекватно при условии, что функции надзора сохраняются в рамках закона".
А вот глава Антикоррупционной комиссии Сейма Айнарс Латковскис ("Единство"), считает, что Генпрокуратура, действительно, могла бы осуществлять контроль над бюро. Это могло бы сделать Управление по борьбе с легализацией преступно нажитых средств:
"Мы должны к этому прийти. Я понимаю, генеральный прокурор против, но в той ситуации, в которой сейчас находится КНАБ, никто не хочет брать на себя ответственность за происходящее. Но это нужно делать. Сейчас у премьер-министра таких прав нет. Её только во многом упрекают, но реально она не может ничего изменить".
Однако в правящей коалиции вопрос о смене надзирающего за KNAB органа пока не обсуждался, и не исключено, что до выборов осенью этот вопрос поднимать не будут.