«Точки над i»: сократить число абортов может улучшение жизни женщин

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Поправки к закону о репродуктивном и сексуальном здоровье, призванные сократить число абортов, этой цели послужат разве что косвенно, заявили отраслевые эксперты в эфире передачи LTV7 «Точки над i». Гораздо важнее сделать доступнее для женщин гормональную контрацепцию и медицинские услуги. Кроме того, удлинение "срока на размышление" несет в себе определенные риски.

«Конечно, если гинеколог во время консультации обнаруживает какие-то проблемы, он может консультировать пациентку и подольше, и послать ее к социальным работникам или к психологу, – комментирует идею о консультациях у нескольких специалистов Даце Резеберга, главный гинеколог Рижского роддома, советник Минздрава. – Единственное, услуги психолога государство не оплачивает, это дорого. Но не все в этом и нуждаются. Каждая женщина, которая решается на аборт – она в стрессе. Но не каждой требуется психолог».

Депутат Мартиньш Шиц, который вначале подписал инициативу почти не глядя, а затем пересмотрел свое мнение, выразил опасение, что механизм принудительных консультаций в руках противников абортов может помешать женщине своевременно получить эту медицинскую услугу:

«Получается, мы отходим от рекомендаций объединения гинекологов ЕС, согласно которым от решения женщины об аборте до его проведения должно пройти 5 дней. То есть в итоге мы рискуем получить более опасный аборт, на более позднем сроке, с большим риском осложнений».

Врач-гинеколог Илзе Виберга пояснила, что мнение об аборте как убийстве базируется на стереотипных представлениях о сути этой процедуры, какой она была 30 лет назад:

«Это стигматизированное понятие, у всех это ассоциируется с хирургическим абортом. Но за эти 30 лет Скандинавия, та же Германия (и надеюсь, в Латвии это тоже будет через 7-8-10 лет) ушли от этого. Надеюсь, скоро и у нас не будет хирургического аборта».  

Предпосылкой к этому является снижение стоимости соответствующих медикаментов. Пока в Латвии нет доступных по цене дженериков, а продаются только дорогостоящие фирменные препараты, эта проблема сохранится.

«Судя по услышанному в этой дискуссии, можно сказать: с одной стороны, существующее законодательное регулирование как будто достаточное, а с другой – мы видим, что возможно улучшение ситуации, – заявил министр здравоохранения Гунтис Белевич (СЗК). – Конечно, у нас [в Латвии] есть свои исследования, но вряд ли они оценивают систему законов [на этот счет]. Нашу существующую систему оплаты консультаций: что государство оплачивает, что нет.

Возможно, в результате проведенного экспертами Всемирной организации здоровья, сравнивающими нашу систему с системами других стран, окажется, что для улучшения ситуации нам посоветуют, чтобы государство оплачивало аборты. И я совершенно не боюсь заказать такое исследование. (...) И я считаю, что мы должны поднять дискуссию об этом на более высокий уровень, с тем чтобы наконец кончились спекуляции вокруг этого вопроса».      

В дисуссии приняла участие и Айга Ротберга – врач-гинеколог, которая не делает абортов по убеждениям совести. «В какой бы сложной ситуации ни оказалась женщина, как бы трудно ей ни было – это убийство», - заявила она. В ответ немедленно прозвучала реплика депутата Сейма Айи Барчи:

«Вы знаете,в  таких дискуссиях меня всегда волнует, почему не говорят об ответственности мужчины. Говорят: женщины вот такие, вот сякие, они приняли решение...  Я слушаю и думаю: ну и мужчины!»

Врач-гинеколог Илзе Виберга привела данные из своей практики: «Я в любом случае не понимаю. Поскольку государство не оплачивало аборты никогда (с момента возвращения независимости), а число абортов за 20 лет сократилось с 40 тысяч до 5 тысяч в год, и есть эти 72 часа «времени тишины», и гинекологи консультируют... В чем тогда смысл таких инициатив?

Не бывает кризисной беременности! Есть беременность запланированная, когда родители сознательно хотели ребенка, и незапланированная. Если незапланированная, тут только два пути: или она станет для пары абсолютно нежеланной, или она присоединится к той части, что планировала детей, и это закончится родами. Так вот: мы в Латвии не знаем, сколько у нас родов запланированных. В Нидерландах, например – 95%».

Иными словами – неизвестно, сколько женщин в случае незапланированной беременности не стали делать аборт. Виберга поясняет, что исследований на эту тему не проводилось, но она готова этим заняться и знает, как собрать данные.  «И  тогда уже никто не сможет утверждать, будто все женщины с незапланированной беременностью бегут делать аборты», – сказала она.

Если статистика рождаемости в стране может резко меняться в зависимости от экономической ситуации, то статистика абортов, независимо от внешних обстоятельств, неуклонно снижается.

В 2002-м было более 700 случаев искусственного прерывания беременности на 1 тысячу новорожденных, а к 2013-му этот показатель упал до 274. «А в 1995-м было 1200 абортов на тысячу родившихся детей!» - добавила Виберга.

По ее словам, сегодня тотальное большинство молодых людей понимает, что единственной причиной наступления нежелательной беременности, которая завершится абортом, является неупотребление контрацепции.

«И тут мы опять приходим к очередному моменту, когда наше государство опять никак не помогает женщинам, не обеспечивает им контрацепцию – по сравнению с той же Германией, Скандинавией и так далее. Но опять-таки: я начала практиковать тридцать лет назад, и тогда треть пациенток приходили с намерением искусственно прервать беременность. А теперь – ну, может, три за год».

По словам главного гинеколога Рижского роддома Даце Резеберги, врачам-гинекологам нужно активно интересоваться у пациенток, как именно они предохраняются, и советовать им надежные средства. «Я еще всегда спрашиваю, а как мамы говорят об этом с дочками, подсказываю, в какой форме можно преподнести такую информацию. Или сами эти девочки потом приходят ко мне».

Но при наличии неплохого ассортимента этих надежных средств остается проблемой их ценовая (не)доступность, признали отраслевые эксперты.  

В ходе дискуссии депутат Айя Барча, председатель парламентской комиссии по социальным делам, заявила, что, скорее всего, в итоге никаких обязательных консультаций женщинам не навяжут – а в законопроекте, который уйдет в Сейм, будет предусмотрена возможность консультаций по выбору самой пациентки.

«Денежки государственные тоже посчитаем и посмотрим, с 2016 года задействовать или с 2017-го. Эта часть [об оплате консультаций из госбюджета] мне очень даже нравится», - сказала она. 

Посмотреть полную видеозапись дискуссии можно здесь.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное