Выплеск подростковой агрессии, по данным Инспекции по защите прав детей, не ограничивается стенами школы. Специалисты отмечают, что дети стали агрессивнее. По данным Государственной службы качества образования, в 2016 году почти 45% полученных заявлений по школам были связанны именно с фактами насилия в них, больше половины случаев (57%) — разборки среди самих школьников, 38% — насилие со стороны педагогов, 5% случаев агрессии зарегистрированы в отношении педагогов со стороны учеников.
По словам представителя Службы качества образования Яны Вейнберги, организация всегда реагирует на все полученные заявления.
«Служба качества образования, получая жалобы или информацию о том, что в школе, возможно, происходит насилие, проверяет школу и запрашивает у учебного заведения информацию, чтобы убедиться, что школа и ее руководство сделали все возможное для того, чтобы учебный процесс в школе проходил в здоровой для жизни и здоровья ребенка среде», — рассказала Вейнберга.
Число зафиксированных случаев насилия в школьной среде по сравнению с 2015 года стало несколько больше. Одновременно это свидетельствует о том, что этот факт перестали замалчивать. Инспекция по защите прав детей получает жалобы на агрессивное поведение детей, как от родителей, так и от учебных заведений.
«Общество говорит об этих случаях и жалоб намного больше. Раньше с ними смирялись, теперь же такие ситуации недопустимы», — рассказывает руководитель консультационного отдела Инспекции по защите прав детей Инга Миллере.
Представитель инспекции с сожалением отмечает, что дети стали более жестоки. С развитием современных технологий и появлением всевозможных гаджетов, стало легче зафиксировать факт насилия. С другой стороны, это способствует его дальнейшему распространению.
Порой ни учителя, ни родители не до конца понимают свои права воздействия на ребенка или подростка, который ведет себя агрессивно по отношению к другим детям, учителям. По словам Инги Миллере, такие дети осознают свою безнаказанность и продолжают действовать в том же духе.
«Увы, в наше время не все учителя и не все родители уверены в своих правах — что они имеют право делать, что нет. Каждому члену должно быть ясно, что агрессия по отношению к ребенку недопустима. Но взрослые не всегда сами знают, как повлиять не ребенка без насилия, и тогда они теряются — и учителя, и родители. И когда ребенок чувствует неуверенность взрослого, он пересекает черту, за которую уходить не стоит», — говорит Инга Миллере.
С детьми надо вести работу, и прежде всего это должны делать родители. Ни школа, ни улица не окажут на ребенка большее влияние, чем дом и семья. Поэтому главное роль в формировании психологически здорового человека, считает Инга Миллере, принадлежит семье.
«Если у ребенка есть проблемы поведения, они так или иначе проявляются и в семье. Поэтому мы очень рады, когда родители приходят за бесплатной помощью к нам — мы ищем способ, как работать с ситуацией», — рассказывает Инга Миллере.
Как отмечает детский психолог Рижской классической гимназии Наталия Зацепина, чаще подростки склонны к проявлению эмоционального насилия, проще говоря — используют элементарную травлю более слабого, чтобы таким неприглядным образом самоутвердиться. Психолог отмечает, что в школах все-таки понизился уровень подростковой агрессии, во многом благодаря программе профилактики поведения школьников.
«Если ребенок чувствует себя неуютно в классе, тогда уже подключаются школьные психологи и работают. Есть мероприятия по профилактике, и я вижу, что количество прецедентов снижается. Хотя всегда есть исключения», — говорит психолог.
Если не пресечь вовремя у ребенка агрессивное поведение, то в дальнейшем это оставит заметный отпечаток на нем во взрослые годы — человек сохранит подобное поведение уже по отношению к своим близким, своей семье, своим детям.