НАТО финансирует разработки латвийских ученых

Исследователи из Латвийского университета в прошлом году разработали новый метод измерения слабых магнитных полей. Исследование финансировалось, в том числе, за счет средств Организации Североатлантического договора (НАТО), которая очень заинтересована в открытиях, совершаемых нашими учеными. В будущем они могут быть использованы для обеспечения мероприятий по повышению безопасности на опасных объектах.

Лазерный центр Латвийского университета, совместно с университетами из Калифорнии, Польши и Институтом физических исследований Национальной Академии Наук Армении, разработал новый метод измерения слабых магнитных полей. А все началось с экспериментов английского физика Майкла Фарадея, проведенного еще в 19-м веке.

«Один из экспериментов Фарадея заключался в том, что он пускал свет через прозрачную среду и смотрел, как на этот поток повлияет магнитное поле. Оказалось, что свойства света меняются в зависимости от того, каково магнитное поле.

Мы, по сути, сделали то же самое, но с одной разницей. Мы этот свет пускали не через прозрачную среду, а через образцы атомов. Наши образцы являлись супер высоким вакуумом. Атомов там настолько мало, что нормальные люди скажут, что там только вакуум, ничего там больше нет. Однако несколько атомов там все же есть, и они обладают в миллионы раз больше чувствительностью к магнитному полю, чем это было у Фарадея», - рассказывает представитель Латвийского университета Марцис Аузиньш.

Такой метод позволяет измерять очень слабые магнитные поля. А одним из спонсоров проекта выступило НАТО. По словам Марциса Аузиньша, разработанный в Латвии метод в будущем может использоваться и в медицине, и при поиске драгоценных металлов с воздуха, и при поиске подводных лодок, и в охранных системах аэропортов – для борьбы с террористами.

«Определенные химические вещества определить очень сложно. Нет, в химической лаборатории, конечно, можно. Но если мы их пропустим через магнитное поле и измерим магнетизм, мы достаточно четко сможем их определить», - отмечает Аузиньш.

По словам Аузиньша, совершение открытия было бы невозможно без армянских коллег. Они создали особые клетки, вырабатывающие очень тонкий слой магнитного активного вещества, что позволяет очень точно измерить магнитное поле. И, как выяснилось, создать такие клетки могут только в Армении.

«Весь мир стоит в очереди за этим материалом. Но нашим ученым, тесно сотрудничающим с Арменией, удалось до него добраться», - поясняет исследователь Андрис Берзиньш.