«Взрослые своих детей все время упрекают: «Опять ты в телефоне! Что ты там делаешь? Убери телефон!» Мы запрещаем, даже не пытаясь понять, что там происходит и что за процесс привлекает. Но это не только дети, но и взрослые», — добавила она.
Согласно опросу, проведенному Norstat совместно с Tele2, 85% опрошенных признали использование мобильного телефона новой зависимостью, и 47% хотят что-то изменить в своем поведении. И только 10% опрошенных считают, что используют мобильные устройства в рамках нормы, рассказала представитель оператора Илзе Жукова.
«Телефон — это не только телефон. Это наша работа, там можно что-то планировать, общаться с родственниками, которые не в Латвии, учиться, познавать какие-то вещи», — подчеркнула Цайца.
Она отметила, что человек обычно чувствует грань, за которой начинается зависимость от мобильного телефона. «Другой вопрос, хочет ли признать», — указала гостья студии.
«Есть объективные показатели, например, если наши родственники видят, что слишком много в телефоне, и на это указывают. Может быть, страдают отношения с детьми или с супругом из-за того, что слишком много внимания телефону. Обычно люди, которые зависимы, чувствуют некоторое раздражение, когда нет возможности... провести время в телефоне... Или, если много используется телефон, возникает чувство пустоты, которое тоже может быть сигналом зависимости... Когда человек врет о том, что он делает в телефоне. Я думаю, ложь — это сигнал, что что-то не то, иначе зачем человеку врать... Человек сердится сам на себя: «Зачем я там сижу? Что я там делаю? Зачем мне это надо?». Это маленькие пункты, на которых я бы остановилась и задала бы себе открыто и честно вопрос: «Что я там делаю, каковы мои отношения с Интернетом?».. Цель — учиться контролировать время, чтобы мы были хозяевами сами себе, чтобы не телефон нами руководил», — уверена Цайца.
Она считает, что поведение детей нередко заставляет родителей придумывать правила использования гаджетов и соблюдать их.
«Нам самим надо осознавать и ставить эти границы, учиться жить и развлекаться. Включаться в телефон, когда это надо, и отключаться, когда это не надо. Поэтому можно перестроить дома что-нибудь. Я заметила, что можно — и коллеги говорят, что это действует — обозначить дома «критичные» места: всегда на диване или всегда в кресле я сижу в соцсетях. Может быть, стоит что-то пересмотреть: передвинуть мебель, придумывать новое времяпрепровождение», — добавила Цайца.