На ожидающемся в пятницу 14 февраля заседании будет решаться вопрос о возможном освобождении Мисане. Суд постановит, не отбыла ли уже гражданка ЛР положенное ей наказание (женщина была задержана в Дании по ордеру ЮАР и пробыла за решеткой уже больше года), или же ее следует выдать ЮАР.
Генпрокуратура Дании на прошлой неделе сообщила, что 12 февраля в страну явятся представители ЮАР и увезут Мисане. Но тогда женщина не смогла бы 14 февраля участвовать в заседании окружного суда по ее же собственному делу — о пропорциональности наказания, которое она уже отбыла в Дании. Узнав об этом, Мисане в тюрьме объявила голодовку.
30 января датский суд решил оставить Мисане под стражей, а не отпустить в Латвию, хотя власти ЮАР и не забрали ее в назначенный им 30-дневный срок.
Как сообщал Rus.Lsm.lv, Кристине с детьми сбежала от мужа-абьюзера в Латвию в мае 2018 года. Она признает, что в тот момент не соблюла право младшей дочери видеться с отцом — гражданином ЮАР. Кристине на насилие со стороны мужа жаловалась и в правоохранительные органы ЮАР, но супруг еще больше озлобился — жизнь и здоровье и женщины, и ее дочки оказались под угрозой.
Если бы понадобилось, я бы снова сделала то же самое. Так о своём поступке говорит Кристине Мисане.
Девятого декабря 2018 года Кристине по работе из Латвии, где прожила на тот момент полгода, полетела в Мозамбик — страну рядом с ЮАР, где долгие годы жила и вела бизнес. Но в датском аэропорту ее арестовали, поскольку в ЮАР по заявлению отца дочки женщину объявили в розыск за кражу ребенка, подделку документов и другие нарушения. В ЮАР ей грозит лишение свободы на срок до 15 лет — что с учетом условий содержания в тамошних тюрьмах означает фактически смертный приговор, опасается семья Кристине.
Ранее Сейм Латвии попросил Данию не выдавать Мисане властям ЮАР.
Как признал генпрокурор Эрик Калнмейерс, у Латвии нет рычагов влияния на датские правоохранительные органы, она может только просить не экстрадировать Мисане в ЮАР.
Возможность вернуть Кристине в Латвию имелась в январе 2019 года: Дания отправила латвийской Генпрокуратуре письмо с вопросом, можно ли здесь на основании инкриминируемых Кристине в ЮАР нарушений начать уголовное преследование. Тогда Кристине как латвийскую гражданку сперва выдали бы не ЮАР, а Латвии. Однако Генпрокуратура ответила — нет.
Чтобы было основание затребовать выдачу латвийского гражданина у другого государства, причины должны быть серьезными: возможное наказание — минимум год тюрьмы. Однако прокурор Каспар Калниньш, который принимал решение, пояснил: то, что некто вывез своего ребенка из ЮАР, в Латвии расследовали бы не как похищение, а как нарушение права на контакт. И за такое преступление не грозит более 3 месяцев тюрьмы. Только в конце прошлого года Генпрокуратура по инициативе МИДа все же отправила в Данию просьбу остановить выдачу Кристине в ЮАР, поскольку эта страна нарушает права человека. Однако решение в связи с возможностью требовать выдачи женщины в Латвию прокуратура не изменила.
К спасению находящейся в датской тюрьме Кристине Мисане подключились латвийские дети – десятки рисунков, на которых нарисована мама, уже сегодня, 6 февраля, при помощи посольства будут отправлены королеве Данию, которую просят защитить Мисане и ее детей.
В поддержку Мисане и с осуждением поведения датских ведомств 31 января публично выступил министр обороны Латвии Артис Пабрикс, назвав происходящее «позором для юридической и политической системы Дании».