Кристине Мисане встречается со съёмочной группой в тюремном помещении для свиданий. Ранее в Южной Африке женщине принадлежала гостиница. И Кристине надеялась, что, когда дети пойдут в школу, они вернутся в Латвию. И бежать мысли не было даже после насилия и угроз со стороны партнёра.
«На нас напали трое вооружённых мужчин… (пауза) Мне приставили оружие к голове. И сказали, что если я хочу жить и видеть свою дочь, мне надо отозвать иск о насилии. А если не сделаю — перестану дышать. Потому что буду мертва», — рассказывает Кристине Мисане.
— Это был тот момент, когда вы поняли, что там больше нельзя оставаться, потому что это закончится вашей смертью?
— Тут даже не обо мне речь. Угрожали, что эти трое мужчин изнасилуют мою дочь.
Кристине Мисане говорит, что и сейчас действовала бы так же, как и тогда — она вывезла дочь из ЮАР. После отъезда женщина попыталась вернуться в Южную Африку. Но её задержали в аэропорту Дании. Буквально на днях датский суд постановил, что женщина уже отсидела положенный ей в тюрьме срок. Однако генпрокуратура этой страны решение обжаловала в следующей инстанции. И Мисане из-за зала суда снова увезли в тюрьму.
«Это очень плохо для неё. Это ужасно. Она уже 14 месяцев в тюрьме. И мы не знаем, попадёт ли она в Латвию или отправится в Южную Африку», — заявил 30 января этого года адвокат Кристине Мисане Хенрик Стагеторн.
На конец января был намечен и официальный визит премьера Кришьяниса Кариньша в Данию. И хотя вопроса Кристине Мисане изначально не было в официальной повестке дня, два главы правительства обсудили и судьбу латвийской подданной.
«Я высказал и премьеру, что по-человечески не понимаю, как такое может быть в Европейском Союзе. Если есть задержанный в одной стране ЕС гражданин, который просит, чтобы его судили в какой-то стране ЕС, почему этого не происходит? Как может быть, что можно допустить выдачу этого гражданина третьей стране, если есть желание и возможность судить его в Европе?» — заявил премьер Кришьянис Кариньш.
И хотя премьер Дании выслушала Кариньша, официального ответа от датской стороны не последовало. Однако датчане указали — ранее генпрокуратуре нашей страны уже предлагали выдать Мисане, но латвийское учреждение этой возможностью не воспользовалось. В генпрокуратуре Латвии объяснили, что тогда не могли перенять дело Кристине Мисане, так как за её действия женщине могли грозить максимум 3 месяца заключения. А перенять дело можно, если человеку может грозить как минимум год. Но в Южной Африке за похищение собственного ребёнка Мисане может грозить 15 лет лишения свободы.
Сейчас же Кристине считает дни, проведённые в разлуке с детьми. Сын видел маму в тюрьме. Дочку Кристине не видела уже более года.
В четверг 30 января датский суд решил оставить Мисане под стражей, а не отпустить в Латвию, хотя власти ЮАР и не забрали ее в назначенный им 30-дневный срок.
Как сообщал Rus.Lsm.lv, Кристине с детьми сбежала от мужа-абьюзера в Латвию в мае 2018 года. Она признает, что в тот момент не соблюла право младшей дочери видеться с отцом — гражданином ЮАР. Кристине на насилие со стороны мужа жаловалась и в правоохранительные органы ЮАР, но супруг еще больше озлобился — жизнь и здоровье и женщины, и ее дочки оказались под угрозой.
Девятого декабря 2018 года Кристине по работе из Латвии, где прожила на тот момент полгода, полетела в Мозамбик — страну рядом с ЮАР, где долгие годы жила и вела бизнес. Но в датском аэропорту ее арестовали, поскольку в ЮАР по заявлению отца дочки женщину объявили в розыск за кражу ребенка, подделку документов и другие нарушения. В ЮАР ей грозит лишение свободы на срок до 15 лет — что с учетом условий содержания в тамошних тюрьмах означает фактически смертный приговор, опасается семья Кристине.
Ранее Сейм Латвии попросил Данию не выдавать Мисане властям ЮАР.
Как признал генпрокурор Эрик Калнмейерс, у Латвии нет рычагов влияния на датские правоохранительные органы, она может только просить не экстрадировать Мисане в ЮАР.
Возможность вернуть Кристине в Латвию имелась в январе 2019 года: Дания отправила латвийской Генпрокуратуре письмо с вопросом, можно ли здесь на основании инкриминируемых Кристине в ЮАР нарушений начать уголовное преследование. Тогда Кристине как латвийскую гражданку сперва выдали бы не ЮАР, а Латвии. Однако Генпрокуратура ответила — нет.
Чтобы было основание затребовать выдачу латвийского гражданина у другого государства, причины должны быть серьезными: возможное наказание — минимум год тюрьмы. Однако прокурор Каспар Калниньш, который принимал решение, пояснил: то, что некто вывез своего ребенка из ЮАР, в Латвии расследовали бы не как похищение, а как нарушение права на контакт. И за такое преступление не грозит более 3 месяцев тюрьмы. Только в конце прошлого года Генпрокуратура по инициативе МИДа все же отправила в Данию просьбу остановить выдачу Кристине в ЮАР, поскольку эта страна нарушает права человека. Однако решение в связи с возможностью требовать выдачи женщины в Латвию прокуратура не изменила.
В поддержку Мисане и с осуждением поведения датских ведомств 31 января публично выступил министр обороны Латвии Артис Пабрикс, назвав происходящее «позором для юридической и политической системы Дании».