У ратификации Стамбульской конвенции есть результаты. Наказание за домашнее насилие ужесточили. Вместо штрафов и общественных работ теперь можно получить до трёх лет тюрьмы.
Ратификации конвенции предшествовала трагедия в Екабпилсе, где мужчина зарезал бывшую спутницу жизни. А ведь она неоднократно обращалась к правоохранительным органам с просьбой о защите.
Руководитель кризисного женского центра Marta Илута Лаце положительно оценивает законодательные изменения:
«Это поможет призвать к ответственности агрессоров, потому что
если ты получаешь только административный штраф или тебе надо что-то сделать для общества (потрудиться на общественных работах), это никак не помогает тебе менять свои мысли: как ты думаешь, как ты смотришь на женщину, смотришь ли на нее как на ценность, на человека — или как на служанку только для своих нужд. Это никак не помогает».
В центре Marta также говорят, что о насилии стали заявлять громче. Например, в Лиепае за последние 4 года кризисный центр стал получать в четыре раза больше звонков.
«Мы видим, что в Латвии статистика не меняется. Каждая третья женщина подвергается насилию, но в центре Marta к нам обращались, мы помогли почти 800 женщинам пройти реабилитацию за прошлый год»,
С июля более строгое наказание грозит за грубое отношение или насилие над родственниками, супругами, бывшими супругами, или над лицом, с которым человек был в постоянных интимных отношениях.
Прокурор Генеральной прокуратуры Эвия Зариня говорит — теперь не нужно заявление от самого пострадавшего:
«Это сделано для того, чтобы уже в корне государство могло реагировать на преступные деяния против человека. Нередко пострадавший от близких человек не хочет обращаться в полицию».
В центре Marta говорят, что впереди еще много работы. Есть свидетельства того, что и сами стражи порядка не всегда разделяют жертву и преступника при домашнем насилии, не понимая, насколько оно губительно.
Как писал Rus.LSM.lv, Латвии наблюдается самый высокий в ЕC уровень убийств женщин в семье.
6 июня Сейм единогласно принял поправки к Уголовному закону, которые предусматривают ужесточение наказания за насилие. Впредь, например, за домашнее насилие агрессор может быть приговорен к реальному лишению свободы или пробационному надзору.
Эти поправки связаны с год назад (но много лет спустя после подписания Латвией) ратифицированной Стамбульской конвенцией против семейного насилия, указано в аннотации к поправкам.
В законе предусмотрены более строгие наказания и за другие насильственные преступления, от угроз и преследования до похищения людей или доведения до самоубийства.
Rus.LSM.lv ранее сообщал: рабочая группа Совета юстиции, участники которой после громкого убийства женщины в Екабпилсе оценивали организацию работы судов по делам, связанным с насилием в семье, угрозой жизни или здоровью, пришла к выводу, что латвийское государство не выполняет как следует свои функции по искоренению семейного насилия. Женщину в апреле 2023 года убил бывший спутник жизни Леон Русиньш — зарубил топором на глазах ее ребёнка и матери. Перед этим Русиньш преследовал ее более года. В связи с этим были заведены уголовные процессы, было решение суда о его краткосрочном тюремном заключении и курсе социальной реабилитации для агрессоров. Но мужчина никакие решения не выполнял, и всё закончилось трагедией. И даже год спустя после этого жестокого убийства правоохранительные органы наказывали семейных насильников не по всей строгости закона, сообщало Латвийское телевидение в передаче De facto.