Неправительственные организации рекомендуют разрешить потенциальным усыновителям забирать детей в семью еще до того, как необходимые документы будут в порядке. Но министерство настаивает — отдать ребенка приемной семье до процесса усыновления возможно только в отдельных случаях.
В последние месяцы редакция Latvijas Radio получила несколько писем с историями родителей, желающих усыновить ребенка. Элина, пожелавшая остаться анонимной, пишет, что принимала решение очень долго. Она знает, что этот процесс занимает много лет. Знакомая Элины удочерила ребенка год назад. Ей пришлось ждать разрешения два года. Когда оно наконец-то было получено, девочке уже было три года.
Между тем, более 100 детей живут в государственных центрах социальной помощи, не считая муниципальных детских домов.
Глава организации Glābiet bērnus Ингуна Эбеле критикует давно сформировавшуюся ситуацию: «Создается впечатление, что, как и в 1990-х годах, делается всё, чтобы отложить усыновление новорожденного ребенка. У новорожденного ребенка, от которого отказались, ситуация все еще неясна, поскольку биологические родители могут его забрать через шесть месяцев. Тем не менее малыша можно отдать в руки уже проверенной семьи».
Из опрошенных Минблагом 322 приемных семей большинство ответило, что упростить процесс усыновления поможет сокращение времени ожидания, которое чаще всего превышает целый год. Один год — именно в течение этого срока действителен статус приемной семьи, предоставляемый после психологических проверок и проверки документов.
Ивита Крастиня, пресс-секретарь департамента Министерства благосостояния по делам детей и семьи, пояснила, что передача ребенка в руки приемных родителей до процесса усыновления возможна только, когда малыша оставили в «бэби-боксе» или родители сами отказались от ребенка.
«Дети получают свой юридический статус от полугода до года. Мы никоим образом не можем предоставить усыновителю информацию о детях, которые юридически не являются свободными, и заявить, что он, возможно, будет юридически свободен в будущем. Разумеется, ситуации бывают разные, и некоторых детей забирают биологические родители», — рассказывает Крастиня.
Ежегодно статус приемной семьи присваивается 300-400 парам, отмечает ассоциация Azote. Однако это не означает, что все сразу же смогут усыновить ребенка, потому что статус действителен только один год. Член правления ассоциации Инесе Фецере-Антипина заявила, что его планируется сделать более продолжительным, поскольку из-за долгого ожидания часть приёмных семей решили взять более взрослых детей, чем планировали изначально.
«Министерство внесло поправки, в которых они хотят продлить статус. В то время, когда они были разработаны, такой ситуации не было. Семьи не стояли в очереди», — заметила Фецере-Антипина.