Не нельзя, а не рекомендуется — школа обновила правила, запрещавшие использовать русский язык на переменах

Имеет ли школьник право разговаривать со своими сверстниками на русском или на любом другом иностранном языке во время школьных перемен? Родителям учеников Юрмальской школы имени Аспазии предложили подписать правила внутреннего распорядка школы, в которых чётко указано — на переменах, в личном общении между собой, дети должны разговаривать на госязыке. Законны ли такие требования? По просьбе LSM+ этот вопрос рассмотрело Бюро омбудсмена. И там дали чёткий ответ — запрет общаться на родном языке, каким бы он ни был, на переменах — незаконен, сообщает LSM+ в программе «Сегодня вечером».

Можно ли детям, на перемене в школе или, например в школьной столовой между собой общаться на русском языке? В Юрмальской основной школе имени Аспазии — нельзя. По крайней мере так говорится в правилах внутреннего распорядка школы: «в Учреждении (на уроках, переменах) и на организуемых Учреждением мероприятиях (экскурсиях, классных вечерах и т. д.), а также, представляя школу за ее пределами, использовать установленный в Латвийской Республике государственный язык — латышский язык».

По словам нескольких родителей учеников этой школы, об этих правилах стало известно на первом родительском собрании перед новым учебным годом. Родителям их представили в распечатанном виде и под ними нужно было поставить подпись.

«Мы три года назад отдали ребенка в латышскую школу, чтобы она выучила язык, закончила латышскую школу и у нее было хорошее образование в Латвии. Но когда начинают, по моему мнению, ее права уже начинают ущемлять, это уже как-то по-другому называется. Хочется, чтобы общение родителей, школы и ребенка было адекватным, грамотным, и ни в коем случае не хочется, чтобы права ребенка ущемлялись», - заявила мама одного из учеников Юрмальской основной школы имени Аспазии.

Как сообщили LSM+ два родителя разных учеников школы имени Аспазии — это далеко не первый инцидент, связанный с использованием русского языка вне уроков. Интервью LSM+ они дали на условиях анонимности.

«У меня была ситуация, когда меня вызывали к директору. Там была ситуация, где мой ребенок был виноват, вызов был правильный. Но в итоге все пытались свести к тому, что в школе нельзя говорить на русском языке. Я даже задала вопрос, если бы это был английский, то проблем бы не было? Мне сказали, ну они же не говорят по-английски, они говорят по-русски», - заявила мама ученика Юрмальской основной школы имени Аспазии. При этом она отметила, что речь шла об общении детей между собой — вне уроков.

«В конце прошлого учебного года мы начали получать в дневнике у ребенка в e-klase, отметки о том, что runā krieviski, vai runā svešvaloda, vai nelieto valsts valodu (говорит по-русски, говорит на иностранном языке, не использует государственный язык). При чем, когда я обращалась к ребенку, спрашивала, как это произошло — она говорила, что ситуации разные, это могло быть на перемене, это могло быть в школе после уроков или на территории школы после уроков», - пояснила мама ученика Юрмальской основной школы имени Аспазии.

Сигналы о том, что в той или иной школе ученикам запрещают разговаривать на переменах не на латышском языке поступали и раньше. И еще год назад министр образования Анда Чакша в студии LSM+ заявила — что такие ограничения чрезмерны. Школа имени Аспазии пока первая, по крайней мере из известных LSM+, где запрет на использование иностранных языков на переменах решили оформить в виде официального школьного документа. Могут ли правила внутреннего распорядка школы ограничивать язык общения в частных разговорах между учениками вне уроков? Ситуацию рассмотрели в Бюро омбудсмена. И говорят — нет, не могут. (Подробные письменные ответы Бюро на вопросы LSM+, касающиеся не столько конкретной школы, сколько практики языкового регулирования частного общения учеников в целом — здесь.)

«У школы есть обязанность разработать правила внутреннего распорядка. Но есть какой-то предел, есть области, которые они не могут регулировать — например, частное общение между двумя учениками. Закон им не разрешает вмешиваться в эту область. Школа может решать только те вопросы, которые ей разрешено решать, а не все вопросы мира. Например, в школе, две подружки на перемене приватно обсуждают что-то для них важное. Они могут использовать такой язык, какой им удобнее», - пояснила представитель Бюро омбудсмена Рута Силиня.

LSM+ попытался связаться с основной школой имени Аспазии, но там, сославшись на то, что школа принадлежит юрмальскому самоуправлению, LSM+ направили в Управление образования города. В управлении решили, что комментировать ситуацию школа не должна. Дали комментарий сами.

«Правила внутреннего распорядка школы — уже пересмотрены, основываясь на рекомендациях юриста и омбудсмена. И эта норма об обязательности на переменах — уточнена. Поэтому ни о каких наказаниях за нарушение правила мы говорить не можем. Учебный процесс непременно должен проходит на госязыке, то есть рабочий язык — латышский. Что касается общения между собой на организованных школой мероприятиях, в том числе на переменах — прежде всего, рекомендуем общаться на латышском, но у этого рекомендательный характер. Потому что очень важно, чтобы процесс интеграции осуществлялся постепенно и инклюзивно», — заявил глава Юрмальского управления образования Эдгар Берзиньш.

И действительно, на сайте школы сегодня вдруг появился обновленный вариант правил. Оттуда исчезло конкретное упоминание перемен и экскурсий, добавилась информация о том, что учебный процесс проходит на госязыке, а также появился еще один пункт — для освоения навыков госязыка рекомендуем использовать латышский язык.

Что делать родителям в случаях, когда они не согласны с правилами распорядка школы? В Бюро омбудсмена говорят — вариантов несколько.

«В ситуации, когда родители не согласны с пунктами распорядка, и у них есть для этого основания, один механизм — обращаться к директору или второй вариант — Совет школы. В законе сказано, что в каждой школе должна быть такая институция, и согласно закону — совет школы формируется подавляющим большинством родителей», - советует представитель Бюро омбудсмена Рута Силиня.

В крайних случаях — можно обращаться и в Бюро омбудсмена.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное