Герой сегодняшней программы «100 добрых дел» — общество с названием AGIHAS. Это аббревиатура, которая расшифровывается как Atbalsta grupa inficētiem ar HIV un AIDS slimniekiem, «Группа поддержки больным, инфицированным ВИЧ и СПИД». В этом году общество отмечает 25-летие своей работы. Его руководитель Андрис Вейкениекс вспоминает, как все начиналось:
«Первый ВИЧ-инфицированный человек в Латвии зарегистрирован в 1987 году, он до сих пор жив. В начале 90-х годов первые больные ВИЧ и их родственники столкнулись с негативным отношением общества, поэтому люди решили создать организацию, в которой они могли бы быть самими собой, не скрывать своих проблем и обсуждать их между собой».
AGIHAS стал убежищем для ВИЧ-инфицированных и их близких. Обществом, способным влиять на государственную политику, AGIHAS стал позже, когда здесь стали претворять в жизнь различные проекты. Одна из самых успешных инициатив — «Малыш не виноват». Она появилась три года назад. В ее рамках стали оказывать помощь новорожденным, матери которых Вич-инфицированы. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, эти женщины при кормлении грудью, подвергают своих детей риску инфекции. Чтобы этого не произошло, младенцев нужно кормить продуктами-заменителями материнского молока. В Латвии этими заменителями женщин не обеспечивали. Эту функцию взяло на себя общество AGIHAS.
«Каждый год в Латвии рожают около 70 женщин с диагнозом ВИЧ. Нам очень важно позаботиться об их детях, чтобы они родились здоровыми. Для нашей страны важен каждый ребенок. [...] Понадобилось два года, чтобы Министерство здравоохранения нас услышало, это был очень конструктивный диалог. С 1 апреля 2017 года государство полностью взяло на себя эту заботу», — рассказывает Вейкнениекс.
Первые проекты общества были направлены на работу с заключенными. Постепенно целевую аудиторию расширили. Спустя семь лет в AGIHAS пришли к выводу, что не могут работать со всеми группами. Так произошло разветвление деятельности и появилась организация Dialogs, главный фокус которой — интравенозные наркоманы.
«Этих людей привозят их на тесты, помогают зависимым найти помощь в медицинских учреждениях», — поясняет Вейкнениекс.
Каждый день в Латвии регистрируется один больной. На сегодня по официальным данным около семи с половиной тысяч человек ВИЧ-инфицированы. По неофициальным подсчетам это число может быть в два раза больше — болезнь долго не дает о себе знать. Основная задача общества AGIHAS — информирование общества.
«Не надо скрывать, что ВИЧ-инфекция поначалу распространялась в маргинальных группах. Позже инфекция распространилась на все общество. Сейчас ВИЧ выявляется, в основном, у гетеросексуальных мужчин и женщин в возрасте от 19 до 39 лет. Две трети инфицированных — мужчины. Но [инфицированных] женщин с каждым годом все больше. Причем, выявляется группа женщин после менопаузы — образованные, обеспеченные, но служебных и курортных романов никто не отменял. Как я люблю говорить, ВИЧ-инфекция может ехать в последней модели Mercedes и держать в руках последнюю модель iPhone», — отмечает руководитель общества.
Для того, чтобы влиять на ситуацию с заболеваемостью ВИЧ в Латвии, в рамках еще одного проекта AGIHAS объединились страны Балтийского региона. Всего девять государств. Так была основана организация, задача которой — перенимать опыт друг друга.
«Нам есть куда стремиться. В скандинавских странах ВИЧ-инфекция не распространяется так, как в Латвии. Мы, к сожалению, занимаем первое место по распространению ВИЧ. Если в Европе на 100 тысяч населения пять-шесть случаев [заражения ВИЧ], то в Латвии — 19. Втрое больше. В остальных странах (кроме Литвы, в которой тоже растет это число) число случаев инфицирования снижается. Очень хороший пример — Дания и Швеция. Нам было бы очень важно перенять их опыт, как работать с населением, как уменьшить распространение инфекции. Надо отдать должное, сегодня это уже не смертельное заболевание, его можно контролировать, принимая каждый день лекарства. Качество жизни при приверженности и правильной терапии у людей не падает. Это пожизненная терапия, и очень важно иметь приверженность в лечении, тогда можно достичь хороших результатов», — говорит Вейкнениекс.
Приверженность в данном случае — это термин, используемый для соблюдения режима приема препаратов точно в соответствии с предписанием врача. Сюда входит прием препаратов в назначенное время, соблюдение режима питания и определенных ограничений в диете. Общество AGIHAS открыло кабинет приверженности в Восточной больнице. Здесь с пациентами работают консультанты. Здесь в спокойной обстановке можно обсудить все вопросы, связанные с лечением и получить моральную поддержку. Мировая практика показывает, что такого рода поддержка имеет большой значение и эффект.
Со следующего года работу кабинета приверженности будет финансировать министерство здравоохранения. И это еще один успех негосударственного сектора.
«Люди, которые проходят терапию, неопасны. Ни для себя, ни для общества. Они могут жить полноценной жизнью, не заражая своих партнеров. Напомню еще раз: инфицироваться ВИЧ бытовым образом невозможно ни при каких обстоятельствах. Все эти комары, бананы — все это глупости», — подчеркивает представитель организации.
Андрис имеет ввиду новость, где сообщалось, что жительница Тукумса купила бананы, инфицированные вирусом ВИЧ. Она разрезала фрукт пополам. По середине был виден красный пигмент. Покупательница решила, что это кровь, которую в банан кто-то сознательно запустил. Эксперты сказали, что это фантазия и не более того.
«Надеемся, что в Латвии когда-то будет образованное и информированное общество, чтобы люди могли позаботиться о своем здоровье и о здоровье своего партнера», — заключил представитель AGIHAS.