Чего не делает государство, чтобы спасти детей от наркотиков — доклад омбудсмена

Государство не обеспечивает должного лечения детям с зависимостями — к такому выводу пришел омбудсмен, подробно изучив как оказывается помощь молодым людям, которые употребляют наркотики или алкоголь. Среди главных проблем — недоступность качественного лечения и реабилитации, а также противоречивые формулировки в законе, из-за которых обязательное лечение оказывается не таким уж обязательным, рассказывает передача «Сегодня вечером» на Rus.LSM.lv.

Площадь возле Origo — отсюда медики часто забирают подростков, употребляющих наркотики или алкоголь. Однако, как показывает доклад омбудсмена, это всего лишь вершина айсберга. Все чаще дети принимают вещества, которые вызывают зависимость, и это происходит не только в больших городах.

Согласно указанным в докладе данным, в 2021 году в стационарных медицинских учреждениях 146 детей проходили лечение по диагнозам, связанным с употреблением алкоголя и наркотиков, в 2022 году — 167, в 2023 году — 204. Амбулаторную медицинскую помощь в 2021 году получили 743 ребенка с такими диагнозами, в 2022 году — 898, а в 2023 году — 1049.

Растет и количество вызовов скорой помощи.

«Мы в последние года мы наблюдаем, что подростки, которые принимают эти вещества, все младше и младше. Мы регулярно ездим на вызовы к 12-13-летним детям, чья жизнь оказывается под угрозой после употребления наркотиков. Семьдесят процентов таких детей, к которым мы едем, мы доставляем в медицинские учреждения. Что не так просто: у нас есть ситуации, когда мы из Видземе везем ребенка в Елгаву, чтобы он получил необходимую помощь», — рассказала глава Службы неотложной медицинской помощи Лиене Ципуле.

Часть подростков после получения помощи cбегает. Или отказывается от лечения. Потом принимает наркотики снова, и медики повторно едут на вызов. Последствия у такого замкнутого круга могут быть самими страшными. Год назад в детском доме Ezermala от передозировки скончался подросток.

«И у нас не было никакой возможности его спасти. Из 150 детей, которые находятся в учреждениях внесемейного ухода, около 15-20 детей с этой глубокой проблематикой (...) У нас

получается, что единственный, кто может принять решение — жить или умирать, это сам несовершеннолетний подросток. Есть ситуации, когда подросток семь раз за несколько месяцев был в коме, а от него требуется сказать, согласен ли он на лечение или нет.

Это как минимум абсурд», — поделился Каспар Ясинкевич, директор Рижского центра социальной поддержки детей, молодежи и семьи

Как такое может быть? Как выяснилось благодаря докладу омбудсмена, обязательное лечение детей — не такое уж и обязательное.

«В нормативных актах нет объяснения термина — обязательное лечение. И еще одна важная вещь: обязательное лечение установлено в законе о защите прав детей, но не в тех нормативных актах, которые регулируют сферу здравоохранения. 

То есть со стороны прав ребенка — его нужно лечить обязательно и без его согласия, если он причиняет себе вред, а с медицинской стороны — наркологическое лечение дело добровольное»,

— объяснила глава отдела по правам детей Бюро омбудсмена Лайла Гравере.

И эта одна из главных проблем. Еще одна заключается в том, что даже те, кто на лечение согласен, вынужден ждать очереди.

«Есть одна 30-дневная программа лечения, где одновременно [могут участвовать] 5-7 детей в месяц. То есть предложение не соответствуют спросу. Затем ребенка надо отправить или к наркологу по месту жительства для продолжения лечения (а его по месту жительства может не быть) или отправить на социальную реабилитацию, а  такого учреждения вообще нет с 2020 года. Амбулаторно же — 700 детей в очереди на реабилитацию», — продолжила Л. Гравере.

Омбудсмен призывает обеспечить достаточно финансирования и возможностей для лечения детей с зависимостями, а также устранить противоречия в законах — чтобы даже те дети, которые не осознают, что им нужна помощь, могли ее получить. Всего в Министерство здравоохранения отправлено 20 предложений и 11 предложений — в Министерство благосостояния.

«Обязательное лечение, если мы сейчас используем этот термин, определенно есть в повестке дня. Мы согласны с тем, что закон должен быть уточнен. Нам необходимо двигаться к такому законодательству, которое ориентировано на детей, чтобы спасти здоровье детей и их самих», — признала госсекретарь Минздрава Агнесе Валюлиене.

Уже осенью Сейму предстоит рассмотреть вопрос об отмене уголовной ответственности за употребление наркотиков среди подростков. По мнению врачей это также может помочь сохранить детям жизни.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное