Контекст
Проблема обороноспособности стран Балтии еще в конце 90-х широко обсуждалась в кругах американских профессиональных военных. Многие из них считали курс на принятие трех государств в НАТО, начатый администрацией Билла Клинтона, в приципе неверным.
«НАТО должно принимать новых членов только когда они могут реально быть защищены Альянсом и когда их вступление послужит благу Альянса в целом. Членство балтийских государств не обеспечит ни того, ни другого. Напротив, оно ослабит альянс, оттолкнет Россию и создаст у стран Балтии ложное чувство безопасности — результат, способный стать прелюдией к катастрофе», — писал, в частности, ежеквартальный журнал Военной Коллегии США Parameters в номере за зиму 2000-2001 годов.
«В один прекрасный день — и подчеркиваю, «день» в буквальном смысле — он (Путин) просто займет Ригу и Таллин. Ему потребуется в точности один день. Без вариантов: они (балтийцы) не способны защищаться.
А потом мы скажем: как ужасно, как шокирующе, как возмутительно! Но, конечно,
мы ничего не можем поделать. Все уже произошло. Мы не собираемся направлять флот на Балтику и готовить высадку с моря, как в Нормандии (в 1944-м), чтобы отбить (Балтию)».
США, конечно, придется ответить каким-то относительно масштабным образом, заявил Бжезински. Но, подчеркнул он, тут же зазвучат голоса против, потому что «это приведет к началу ядерной войны».
«Но тревожным фактом является то, что во время нынешнего кризиса от Путина звучат угрозы о применении ядерного оружия. Люди не обратили на это внимание, но он сказал «у нас есть сила – ядерное оружие», и он связал это с полетами над Скандинавией и различными частями Западной Европы – даже Португалией. Поэтому я несколько встревожен, что его характер может привести нас к крайне опасной конфронтации. Этим он мне напоминает Хрущева», — заявил Бжезински, работавший советником по национальной безопасности у президента Джимми Картера.
В свою очередь Брент Скоукрофт, бывший советник президента США по национальной безопасности (в администрациях Джеральда Форда и Джорджа Буша-старшего), выступавший на тех же слушаниях, считает, что НАТО следует уделить особое внимание структуре ядерных отношений с Россией:
«Потому что мы не хотим начала ядерной войны, мы не хотим сделать мир хуже, чем он есть (…) Я думаю, что российский случай – очень тяжелый, но Холодная война не возвращается».
По словам Бжезински, за последние годы Россия неоднократно проводила военные маневры по соседству с странами Балтии. И сценарий одних таких учений включал и симуляцию ядерной атаки на одну из европейских столиц.
По мнению Бжезински, США должны повлиять на Россию, показав, что силы НАТО прикроют союзников, если кто-то решит вторгнуться в Балтию:
«Я думаю,
сдерживание должно быть наполнено содержанием. Оно должно быть с зубами.
Оно должно создавать ситуацию, в которой каждому, кто планирует подобные действия, не остается выбора, кроме как представить — «на какое сопротивление я натолкнусь?» И именно поэтому я рекомендую разместить (в Балтии дополнительные вооруженные) силы — таким образом, чтобы это не стало провокацией».
«Американские солдаты не будут вторгаться в Россию, и Путин это понимает. Но он должен понимать и то, что если он предпримет что-нибудь, например, против Эстонии, то ему придется столкнуться с американскими войсками. А еще лучше, если еще и с немецкими, французскими и британскими», — подчеркнул он.
По мнению Бзежинского, размещение контингента НАТО в этом регионе Россию не испугает, поскольку силы Альянса достаточно малочисленны. Но это точно уменьшит желание повторить сценарий, отыгранный Кремлем в Крыму.
Комитет по вооруженным силам — один из самых значимых в Сенате и наделен, среди прочего, функциями законодательного надзора за всеми вооруженными силами Соединенных Штатов и военными и военно-исследовательскими (включая ядерные) программами. Он также играет важную роль в формулировании военной политики США. Возглавляет Комитет влиятельный сенатор-республиканец (от штата Аризона) Джон Маккейн. Нынешнее заседание, впрочем, носило информационный характер.