В распространенном предприятием Pasažieru vilciens пресс-релизе сказано, что «Приоритет закупки — комфортные сидения, удобная организация входа-выхода. В том числе и для пассажиров с ограниченными возможностями и родителей с детьми». Звукоизоляция, климат-контроль, бесплатный вай-фай — новые поезда должны также соответствовать и этим требованиям.
В Рижском вагоностроительным заводе настроены решительно. Правда, здесь говорят, что в одиночку проект не потянут. Ввиду выдвинутых заказчиком требований.
«Те квалификационные критерии, что там есть — они никому из известных, в принципе, не дают возможности в одиночку. Это критерии по обороту, по числу произведенных единиц.
Заведомо было понятно, какие обороты у местных производителей-машиностроителей, что мы производим, и так далее», — рассказывает председатель правления завода Гатис Камарутс.
Есть еще и технические нюансы. Сегодня никто в Латвии не может обеспечить производство алюминиевого кузова в одиночку. Эта новая и дорогостоящая технология у нас не используется. Значит вновь без партнера не обойтись. Объем заказа серьезный и нужно искать варианты:
«Все страны, реализуя такие проекты, стараются каким-то путем обеспечить и их локализацию на местном рынке. Что дает возможность создать рабочие места, налоги и всё остальное. Понятно, что у каждого [из местных потенциальных претендентов] есть возможность искать партнеров. Поэтому мы на сегодня не хотим заявлять, что мы на 100% участвуем, но, в принципе, говорим, что есть идеи и есть возможность, как Рижский вагоностроительный может участвовать в этом конкурсе».
По словам Камарутса, обычно страны формируют заказ так, чтобы игроки были заинтересованы хотя бы часть проекта реализовать внутри страны. Почему в нашем случае это не так выяснить у представителей предприятия Pasažieru vilciens не удалось.
Изучают технические требования заказа и в Даугавпилском локомотиворемонтном заводе. Здесь тоже пока не решили: будут участвовать в конкурсе или нет. К слову, сам конкурс вызывает у специалистов ряд вопросов. Один из них – финансовая сторона.
«Если мы посмотрим на баланс Pasažieru vilciens, то он, в принципе, негативный, и все его обоснования построены на надежде, на прогнозе, что государство будет оплачивать услуги Pasažieru vilciens лет на 20-30 вперед. Но мы знаем, каковы возможности бюджета нашего государства», — говорит эксперт по вопросам транспорта Талис Линкайтс.
Вызывает опасения не только финансирование и техническое обеспечение поездов. Выдвинутые претендентам требования Талис Линкайтс называет «своеобразными»:
«Если раньше мы хотели закупить поезда средней вместимости, то сейчас весь упор на то, что мы хотели бы закупать поезда вместимостью 400-450 пассажиров. Это, в принципе, поезда, которые курсируют в больших агломерациях.
И есть сомнение, что фактически конкурс предназначен для того, чтобы в нем участвовали те производители, которые активны в России, у которых из-за экономических проблем в России поставки стали меньше или мощности освободились, и имеется возможность довольно быстрыми темпами сделать вагоны для Латвии».
Существующий парк Pasažieru vilciens изношен. Он устарел морально и технически. Об этом говорят как в самом предприятии, так и эксперты. В предприятии надеются, что обновление парка позволит привлечь новых пассажиров. По замыслу заказчика первый поезд должен быть получен уже в следующем году.
Сейчас предприятие Pasažieru vilciens обслуживает перевозку почти шести миллионов пассажиров в Риге и вокруг нее. Спустя три года после приобретения поездов это число планируют увеличить до 10 с половиной миллионов.