Латгальский реэмигрант: «Жить в среде, где ты всегда будешь чужим — не то»

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Игорь Никитин решил уехать за границу на три месяца, остался там на шесть лет, вместе с другом построил свой бизнес, а потом всё оставил и вернулся домой в Резекне. Здесь он также создал свое дело — открыл кафе Fresh terase, уличную террасу. В 2019 году Игорь Никитин стал «самым предприимчивым реэмигрантом Латгалии». Именно в такой номинации он получил приз года среди предпринимателей региона. В интервью Никитин призвал соотечественников возвращаться домой, не оставаться жить за границей, где они, по его убеждению, всегда будут чужими.

— Почему уехали из Латвии?

— Я из Резекне уехал в Ригу учиться, отучился полтора года и захотел что-то поменять в жизни, скажем так. И принял решение поехать в Англию на заработки на 3 месяца — купить компьютер, вернуться назад и продолжить обучение. Но так уж получилось, что 3 месяца переросли у меня в 6,5 лет. И в принципе, я в Англии отжил 6 лет, потом еще год я мотался туда-обратно, постоянно летал в Латвию и обратно в Англию.

— Есть какая-то веская причина, которая была основной, почему вернулись?

— На самом деле это был какой-то эмоциональный момент в моей жизни, когда я решил, живя в Англии: все здесь для меня чужое. Была и хорошая работа, мы занимались своим бизнесом, зарабатывали приличные деньги. Но это был такой момент, когда понимаешь, что деньги тебя счастливым не делают. И я ощутил какой-то эмоциональный перелом, когда я решил — я и мой друг, с которым мы начинали бизнес. У него родилась дочка, и он тоже сказал, что не хочет растить ребенка в английской среде. И мы вместе приняли решение, что возвращаемся домой, хотя все кругом были не то чтобы против, но шокированы: мол, ребят, у вас же в Англии все хорошо! Бизнес процветает и т. д. Но чисто эмоционально я понял, что надо ехать домой. Что пора.

— В Англии ваш бизнес был связан с продажей автозапчастей. Это такая кардинально другая сфера — в отличие от той, которой вы занимаетесь сейчас. Почему именно автозапчасти?

— Это, наверное, больше была идея моего друга, потому что он уже немного поработал в этой сфере. У нас даже была попытка вернуться в Латвию, пока мы еще там жили. За 3 года мы накопили денег, решили — едем в Латвию, начнем бизнес! Приехали, пожили здесь лето и поняли, что как бы идей особо нету, и в принципе он предложил заняться такого рода деятельностью, которая мне на самом деле была совсем не близка. Вот то, чем я занимаюсь сейчас — это мое. Запчасти — это просто был способ заработать денег.

— После возвращения домой вы открыли Fresh terase. Это концепция общепита на улице. Расскажите об общей идее.

— В целом было так. Мне стукнуло 30 лет, и я понял, что нужно заниматься действительно тем, что мне нравится. Я очень люблю готовить! Я еще когда был подростком, мечтал открыть свой ресторан. Я надеюсь, что когда-то в будущем это произойдет. Но на данном этапе своей жизни я понял, что надо открыть кафе — интересное, неординарное. Взять в аренду помещение и просто открыть кафе — мне кажется, это довольно банально и не столь интересно. Поэтому в данном случае в нашем городе хотелось что-то, чего нет. Это можно назвать летним садом, но в принципе, это кафе типа лаунж, на улице. Конечно, есть много плюсов, но в то же время и много минусов, потому что все-таки это сезон, а сезонный бизнес — он такой, что летом ты бегаешь, носишься, а зимой отходишь и готовишься к следующему сезону.

В целом хотелось сделать что-то неординарное. Так как я пожил за границей и очень много путешествовал, у меня было очень много идей, как все это преподнести интересно. Главным было создать место, где люди себя чувствуют свободно. То есть они туда заходят без стресса, без спешки, просто отдыхают и наслаждаются атмосферой. Плюс мы еще организовали вечера живой музыки — и бывало так, что некуда было сесть. И действительно, кто-то недавно мне сказал: у вас здесь очень атмосферно. Это и было то, чего хотелось добиться.

— Как прошел ваш первый сезон?

— Круто! Это был такой как бы экспериментальный сезон. Я безумно переживал за то, как все это будет работать. Но в целом, по отзывам гостей и по бешеному хайпу, который был все лето — о нас писали газеты, журналы и т. д. — очень приятно было, что многие оценили наш труд. Опять же, я никогда не говорю «я», я говорю «мы»: за этим всем стоит огромная команда моих друзей, которые помогли мне здесь это сделать.

— В этом году зимы как таковой у нас нет, но все-таки вопрос: что делаете в зимнее время года?

— Зимой у нас такая опция: take away — возможность заказать тот же самый буррито, который пользовался успехом летом, по телефону и приехать забрать его, съесть в машине или дома. В то же время мы обеспечиваем, например, кофейные паузы фирмам и т. д. В принципе, нам главное перезимовать, и морально мы уже готовимся к лету.

— У вас был бизнес в Англии, был бизнес в Резекне. Какие сложности были в Англии и какие в Латвии?

— В Англии самая огромная сложность была в том, что не было связей. В принципе, по любым вопросам, например, техническим, по большому счету было не к кому обратиться. То есть если вопрос можно решить, условно говоря, через двух человек — позвонил одному, другому, уточнил, выяснил, узнал, — то в Англии, конечно, очень сложно было узнать какие-то подробности.

В целом, конечно, языкового барьера не было, но при общении с государственными учреждениями было сложно, потому что все-таки Англия есть Англия. На приезжих тут немного по-другому смотрят и относятся к ним немного по-другому. А в Резекне с этим вопросом было попроще, но в то же время очень тяжело решались бюрократические вопросы. Но так как я решил ни в коем случае не сдаваться и идти вперед, то конечно, через все это можно пройти. Это сложно, это нелегко, многие сдаются на этом этапе на самом деле, потому что идея — это одно, а ее реализация — совсем другое.

Конечно, многие говорят: безработица, и работников как таковых как бы нет у нас. Для меня это не было сложностью. Мы друг друга сами нашли в плане барменов, официантов, поваров. Как-то все так сложилось, что эта команда сама так создалась, через знакомых, еще как-то, и поэтому еще один большой плюс был в том, что у нас команда довольно молодая. Мы работали налегке, и общение с клиентом было очень такое — всегда положительное.

— Можно сравнить две страны и сказать, что в какой-то все-таки больше идут навстречу и больше понимания?

— Поначалу, когда я вернулся в Латвию, мне казалось, что в Англии больше идут навстречу. Там ситуация такая: тебя за какие-то неисправности не наказывают, а хотят тебе помочь. Но в Латвии, когда я в конце концов столкнулся и с налоговой, и с другими, я на самом деле тоже почувствовал такую помощь, сотрудничество, т. е. у них не стояло задачи нас наказывать за любую мелочь. В конце концов, если ты по-человечески относишься — то и к тебе так же, в моем случае.

— Вы упомянули о том, что хотите расширяться. Откройте нам завесу тайны немного — как это будет?

— Это, может быть, не очень глобально, но в принципе, план такой — больше делать акцент на концерты живой музыки, и сцена будет побольше, и будет больше пространства, где можно отдыхать, и может быть, на каком-то концерте потанцевать. Потому что у нас на самом деле очень много талантливых музыкантов здесь, и люди уже сами нас находят, пишут, например, на фейсбук, можно ли у нас поиграть. Так что это очень хорошее место, где можно заявить о себе.

Публика у нас тоже, слава Богу, хорошая, за что я тоже очень переживал, потому что контингент разный бывает. Есть много молодежи и в то же самое время много тех, кому лет 40, и они приходят, и видно, например, что это их первое свидание, если пара. Самое трогательное, что меня тронуло безумно — был случай, когда летом стоит бабушка и говорит: «Ну что, сынок, что у вас тут можно попить, покушать?», а я отвечаю: «Вот у нас вино вкусное домашнее есть, мороженое и т. д.». Она говорит: «Ну ладно, мы завтра после церкви придем». Я такой: «Ну ладно, ок». И на следующий день, в воскресенье, прихожу на террасу, смотрю: с самого утра сидят бабушки, пьют вино, едят мороженое. Лето! Это для меня было очень приятно.

— Вы получили награду Латгальского региона планирования, как самый предприимчивый реэмигрант. Расскажите, что для вас это значит?

— На самом деле, очень приятно, что люди оценили. У меня нет замашек там каких-то звездных, мне действительно было очень приятно, что оценили, и мне очень приятно, что мной гордится мама.

— Сейчас на самом деле есть не то чтобы большая проблема, но довольно большой вопрос, скажем так, в нашей стране — очень громко заявлено о программе реэмиграции, о том, что мы призываем наших сограждан возвращаться. Вот вам, как человеку, который все это пережил, как кажется: есть в этом смысл, или все-таки люди возвращаются по другим причинам, и никакая программа не играет тут решающей роли?

— Если человек возвращается с целью начать какое-то свое дело, то, конечно, эта программа — шикарный вариант. В любом случае, должны быть свои сбережения, плюс если программа тебя как-то финансово поддерживает, то это очень, очень полезно.

Ситуация такая: если ты возвращаешься и даже если не хочешь открывать свой бизнес или чем-то заниматься — в любом случае, чтобы вернуться домой, должны быть большие сбережения. Все же первое время, пока поймешь, как тут все работает, как все происходит, конечно, надо будет пожить за свой счет. И в то же время есть много разных случаев. У меня, например, друг вернулся и сразу же нашел работу, он прилично зарабатывает, и все у него в порядке. Или другая ситуация в то же время — пару месяцев назад друг вернулся из Англии, и до сих пор он без работы, не может найти какие-то варианты. Поэтому не знаю. В принципе, я считаю, что это все от человека зависит: если он возвращается с какой-то целью, то тот, кто ищет, тот всегда находит. 

— Что посоветуете нашим соотечественникам, которые хотят вернуться, помимо того, что капитал все-таки нужен?

— Во-первых, посоветую возвращаться домой, потому что жить в среде, где ты всегда будешь чужим, по мне — это не то. Каждому свое, конечно. Так свою жизнь проживать, мне кажется, не стоит. Может быть, на старости лет можно куда-то поехать, скажем так, доживать жизнь, в теплые страны. Главное — иметь какие-то запасы финансовые, вернуться и чувствовать себя здесь хорошо. Любому человеку, я по себе знаю, месяц-два не захочется ничего делать, т. е. просто отдыхать хочется.

На самом деле все очень скучают по Латвии — по дому, я имею в виду. Поэтому надо накопить денег, возвращаться и просто по факту понимать, что делать дальше: или начинать какую-то свою деятельность, может быть, не очень масштабную, что-то такое простенькое, или опять же — искать работу. Ну нет такого, что у нас нет здесь работы! Работа есть, только она, может быть, не до конца хорошо оценивается в плане зарплаты. Но, может быть, надо начать с простой работы и уже расти тогда. В принципе, главное — позитивное мышление, финансы и ехать домой, к семье, обратно, и наслаждаться жизнью здесь.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное